Сувенирная мастерская освобождает помещение, арендуемое ею раньше в одном из торговых центров.
«Пытаюсь выжить...»
БИРОБИДЖАН, 1 мая, «Город на Бире» — Ограничительные антикоронавирусные меры нанесли тяжелейший удар по сервисной экономике всего мира, России и нашего города в частности. Закрыты уютные кафе и бары, спортивные клубы, непродуктовые магазины... Доходы предпринимателей катастрофически упали. У большинства из этих людей имеются обязательства по аренде, кредитам и зарплатам сотрудникам. О том, как в данных обстоятельствах загибается местный малый бизнес, повествует Андрей Мишуков, хорошо известный биробиджанцам как изготовитель различной сувенирной продукции, владелец багетной мастерской «Вернисаж» и фотолаборатории «Фотомир».
Андрей Мишуков.
К концу марта его аккаунты в социальных сетях разрывало от негодования:
«Я уже четыре дня не звоню на горячую линию по поддержке предпринимателей. Смысл? Каждый разговор заканчивается фразой: «Мы всё решаем, потерпите...» Короче, как в песне поётся: «Лебеди летят, а (цензура) толку!»».
«Рассчитывать на помощь государства нет смысла. Приходят счета за аренду, и это неподъёмные платежи. Не все арендаторы готовы предоставить «каникулы». У них тоже кредиты, зарплаты сотрудникам и коммуналка».
«Кредит 0% под зарплату мне не светит. Оказывается, должен быть открыт зарплатный проект в банке на сотрудников, а мы всегда платили наличкой».
По прошествии ещё пары недель, к середине апреля, положение дел становится критическим:
«Наша точка «Фотосувенир» не может отбить аренду со скидкой и зарплату одного сотрудника. Мы недавно приобрели «Фотомир», бывший «Кодак». Были огромные планы по развитию комплекса услуг, но наступили (цензура) «выходные». Исчез нормальный сон, неопределённость наполняет атмосферу тревогой...»
Я встретился с Андреем 28 апреля, и, думаю, вы понимаете, что к этому времени его ситуация изменилась лишь в худшую сторону. Бизнес, который он по кирпичикам выстраивал долгие десять лет, пребывает в состоянии агонии. Закрыт сувенирный магазин, в «Фотомире» и «Вернисаже» сотрудники получают по 20% с оборота. Учитывая, что в свете нынешних реалий там появляются не более четырёх-пяти человек в день, сумма заработка за смену редко превышает 500 рублей.
– Сейчас для меня буквально каждый рубль на счету, – удрученно говорит мой собеседник. – Полтора года назад я выполнил заказ для Законодательного собрания автономии на 65 тысяч рублей. Деньги за работу не получил до сих пор. Буду вынужден обратиться в суд. Но это не главная претензия к властям. Я десять лет плачу налоги, и немаленькие. Мне бы хватило и половины потраченных средств, чтобы пережить происходящее. Почему государство не может мне помочь? Неужели ему станет легче, если я обанкрочусь?
Переживает предприниматель и за будущее своего сына Богдана, который в этом году оканчивает школу:
– Планы приходится жестко редактировать. Собирался отправить ребёнка в один из западных вузов. Теперь же единственный выбор – Биробиджан...
Сложившаяся ситуация потребовала и кардинальных мер для поддержания на плаву хотя бы части бизнеса:
– Выставил на продажу квартиру, оставшуюся от мамы, где мне принадлежит одна из долей. Если придётся «отдыхать» до июля, на продажу пойдёт и машина. Но, боюсь, и этого не хватит. Долги по аренде и закупленной продукции копятся, а отдавать их не из чего...
Уже сейчас независимые экономисты заявляют о том, что более 50% российского малого бизнеса не переживёт происходящее. Искренне надеюсь, что Андрей Мишуков не попадёт в этот горький список. Впрочем, сам он, отдадим ему должное, не теряет чувства юмора, пусть и с горьким послевкусием:
– Есть в этом и плюсы: я понимаю, что скоро этот кошмар закончится. И когда ко мне подойдёт дяденька из налоговой службы или другой подобной организации, я смогу запросто послать его подальше, потому что я нищий – с меня нечего взять.
Записал Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ