Директор МУП ПАТП Олег Костюк понимает, что помощи ждать неоткуда

Но журналисту «Ди Вох» Олег Александрович сказал, что вряд ли предприятию дадут обанкротиться

БИРОБИДЖАН, 21 декабря, «Город на Бире» - О банкротстве биробиджанского предприятия с официальным названием «Пассажирские автотранспортные перевозки» пока не объявлено, но такой сценарий не исключает даже его руководитель. Причин тому много, и это не только пресловутый экономический кризис. Но последний, безусловно, обострил главную: муниципальное предприятие не в состоянии выдерживать конкуренцию с частниками, тем более что их предприимчивость иногда граничит со вседозволенностью.

ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ закреплены самые доходные маршруты – те, которые короткие и с хорошей наполняемостью. А ПАТП приходится обслуживать окраины и дачи, поскольку по закону мэрия обязана организовать там автобусное сообщение с центром города.

– Возьмем для примера маршрут № 6 «Автовокзал – поселок Партизанский», – тянется к калькулятору Олег Костюк. – В среднем за день на этом автобусе переезжают 100–120 пассажиров. За год это чуть больше двух миллионов рублей. Теперь смотрим расходы: покупка топлива, зарплата водителя и кондуктора, техобслуживание транспорта, покупка запасных частей и прочее. Итого 2,8 миллиона рублей. То есть один автобус за год ушёл в минус на 700-800 тысяч. И таких маршрутов у нас много. Самый прибыльный в ПАТП – «тройка». Там меньше конкуренции и хорошо налажен график. Теперь сравним «шестерку» с маршрутом № 21, который в основном обслуживают частные предприниматели. Наполняемость в день – 800–1200 человек. Умножаем на 18 рублей, и получаем 14 400 как минимум. Снова умножаем на количество дней в месяце и получаем 432 тысячи. Минус топливо – тысяч 120, минус зарплата водителя и кондуктора – если вместе, тысяч 60-65, запчасти. Даже по самым грубым подсчётам, автобус № 21 зарабатывает в месяц 100–150 тысяч рублей. В реальности, думаю, существенно больше.

Это всё тем более странно, что полномочий мэрии вполне хватило бы распределить маршруты справедливо, обязав частников брать на себя и убыточные маршруты. Но, видимо, там не считают нужным обострять отношения с деловыми людьми.

К тому же муниципалы работают «прозрачно», ни о какой зарплате в конвертах здесь не может идти и речи. Это означает, что отчисления и налоги взимаются с ПАТП по полной программе, а это примерно два с половиной миллиона ежемесячно. И если эту нагрузку в ближайшее время не снизить, предприятию точно не поздоровится.


Хорошо, что в лихие годы ПАТП удалось отстоять и сохранить свою ремонтную базу.

ДО СИХ ПОР мэрия отписывала на это транспортное предприятие примерно 36 миллионов рублей. Не то чтобы шикарно, но сводить концы с концами было можно. Но сейчас и в городской казне не густо, вливания в предприятие сократили вдвое, до 20 миллионов в год. Естественно, ПАТП тут же залихорадило, как автобус по дороге на Щукинку.

– У нас всегда был большой резерв запасных частей, – продолжает Олег Александрович. – И резина на колёса всегда имелась в наличии. Если вдруг случалось поломка, буквально два-три часа – и автобус снова выходил на линию. Сейчас мы совершено пустые. Работаем с колёс. Полетела деталь – автобус ставится в бокс, а мы срочно ищём, где эту запчасть можно купить. Автобус стоит, кондуктор и водитель ждут. Все нервничают. Все несут убытки. Надо срочно менять резину на транспорте. На ПАЗ новое колесо стоит шесть тысяч рублей. На «Хёндай» – 17 тысяч. А их там шесть штук. Сто тысяч надо, чтоб переобуть одну машину. А у нас сорок единиц транспорта. Ещё важный момент: мы перевозим льготные категории граждан на условиях, что областной комитет соцзащиты ежемесячно компенсирует нам эти льготные поездки. А они перечисляют деньги с задержкой в несколько месяцев. В итоге нехватка запчастей, простой, убытки. Хорошо, что зарплату людям мы пока выплачиваем в положенные сроки. Но как будет дальше, я даже не знаю.

ОПТИМИСТ по натуре, Олег Костюк не верит, что предприятию дадут обанкротиться. Тем паче, что для области оно имеет стратегическое значение. Случись какой катаклизм: наводнение, пожар, незапланированная остановка поезда – к частникам на кривой козе не подъедешь, а муниципальное предприятие можно и озадачить: давайте спасайте людей! И, к слову, спасали, и не раз. Раньше даже ставка дежурного водителя была – на экстренный случай, но из-за скудости бюджета её пришлось сократить.

– Наше предприятие уже проходило процедуру банкротства. Когда-то у нас были собственная кочегарка, автозаправочная станция, производственные помещения... Когда предприятие разорилось, и котельную, и АЗС, и часть зданий продали за долги по бросовой цене одному из местных предпринимателей. Причем договоры были составлены так, что предприятие вынуждено было у него же закупать горючее по завышенным ценам. Он стал владеть нашей кочегаркой и диктовал нам условия. Хорошо, что свою ремонтную базу тогда удалось отстоять и сохранить. Короче, когда я пришёл, тут пришлось заново всё создавать. И АЗС, и кочегарку, и теплопровод, и много ещё чего. И будет очень жаль, если опять введут конкурсного управляющего, поувольняют людей и растащат всё, что мы тут создали за много лет.

В качестве благотворительной помощи умельцы предприятия бесплатно ремонтируют инвалидные коляски жителям области. А вот чтобы заработать лишнюю копейку, приходится крутиться. В частности, при ПАТП открыт медицинский кабинет, где проходят предрейсовый осмотр не только свои рабочие, но и водители тридцати других городских предприятий. У предприятия заключён договор на обслуживание детских автобусов, коих по области не так уж и мало. Есть в резерве своя тяжёлая техника, на которой тоже иногда можно подработать. Но все эти дополнительные источники доходов положение не спасают. И глава предприятия, и его рабочие прекрасно понимают, что помощи ждать неоткуда. Осталось наблюдать, куда их вывезет кривая.

Евгений СТЕПАНОВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1