Летом инспекторы Госпожнадзора–частые гости в местах массового отдыха детей.
На сайте Главного управления МЧС России по ЕАО каждый может ознакомиться с документом под интригующим названием «Чёрный список объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей». Что это за список, журналист «Ди Вох» решил узнать в областном отделе Госпожнадзора как раз накануне дня создания системы этих органов в России. Профессиональному празднику меньше 10 лет – отмечается он с 2009 года. Но день для него выбран неслучайно: 18 июля 1927 года вышло Положение об органах государственного пожарного надзора в РСФСР.
БИРОБИДЖАН, 22 июля, «Город на Бире» – Областной Госпожнадзор – одно из подразделений Главного управления МЧС России по ЕАО. В этой мощной структуре есть отряды специально обученных людей, оснащённых мощной техникой, способных бороться с самыми сложными пожарами. По сравнению с ними деятельность отдела Госпожнадзора внешне выглядит весьма скромно. Руководители предприятий, учреждений появлению инспекторов этой службы чаще всего не рады. Те дотошно проверяют соблюдение всех требований пожарной безопасности, которые руководителям порой кажутся излишними. При обнаружении какого-либо несоответствия установленным правилам составляют письменные предписания, в которых указывают сроки, когда их нужно устранить.
В общем, работа бумажная, а таковая у нас в стране вызывает стойкое раздражение. Между тем, когда мы слышим или читаем информацию об очередном пожаре в доме престарелых, детском интернате или больнице, возмущаемся: «Куда смотрели проверяющие?!» Увы, подобные трагические сообщения в последние годы что-то участились.
– К счастью, у нас в области подобных ЧП в социальных учреждениях не было, – говорит старший инспектор отдела Госпожнадзора Дмитрий СОКОЛОВ. – Хотя нарушения в них выявляются. Они у нас на особом контроле: заносятся в чёрный список, который выставлен на сайте МЧС по ЕАО и доступен всем.
Сегодня в этом списке девять учреждений. Некоторые обнаруженные в них нарушения, на первый взгляд, кажутся незначительными. Например, в Валдгеймском детском доме-интернате ширина эвакуационного выхода 108 сантиметров, а должна быть 120. Казалось бы, мелочь. Но в такой проём инвалидная коляска может не пройти, а в этом учреждении содержатся дети с тяжёлыми нарушениями умственной и физической деятельности. Случись пожар, их нужно будет не просто вывести – многих нужно вывозить. И если коляска застрянет, могут не успеть эвакуировать всех.
Областной детской больнице предписано установить в переходах между зданиями противопожарные двери. Подобных дверей нет и в средней школе села Амурзет. Скажете, слишком уж требовательны инспекторы? Дай бог, чтобы всё обошлось, как обходилось до сих пор. Но попав в чёрный список, социальные, образовательные, лечебные учреждения, где люди содержатся круглосуточно, оказываются под пристальным вниманием надзирающего органа, и покинут они его только после того, как выполнят все требования.
Проверки противопожарной безопасности в таких учреждениях проводятся регулярно. В те, что попали на крючок, инспекторы могут являться два и более раза в год. Те, кто оказался в их поле зрения впервые, могут обойтись предписанием – без штрафа. Но уж если замечания игнорируются, материальное наказание может быть весьма ощутимым. На должностное лицо инспектор вправе наложить штраф до тридцати тысяч рублей. На юридическое – в разы больше.
И это не просто угроза. За половину 2016 года по предписаниям Госпожнадзора в бюджет поступило 113 тысяч рублей от физических лиц и 700 тысяч от юридических.
– Однако наказание нарушителей не главное для нас. У нас нет никаких планов по сбору штрафов, – рассказал Сергей ВОЛОШИН, заместитель начальника управления надзорной деятельности МЧС по ЕАО, в которое входит областной Госпожнадзор. – Пожар, как и болезнь, легче предупредить, чем бороться с последствиями. Основной упор мы делаем на профилактическую работу. И не только проверки в арсенале наших действий. Инспекторы регулярно проводят беседы в коллективах, учебные занятия в школах, детских садах. Сейчас под пристальным вниманием находятся детские лагеря и площадки. Мы не упускаем возможность просветить ребят, пока они охвачены организованным отдыхом.
Использование таких методов пропаганды даёт свои результаты. С 2013 года на социальных объектах было зарегистрировано всего два возгорания, да и те мелкие. Они были быстро устранены, жертв никаких нет.
Тем не менее в отношении противопожарной безопасности Дальневосточный регион в целом остаётся самым опасным в России. ЕАО в нём не худшая, но и не образец – где-то в середине списка. Восемьдесят процентов всех пожаров происходят в жилых домах. К сожалению, до каждого двора ни с проверкой, ни с беседой инспекторы Госпожнадзора дойти не могут.
Максим ПЕТРОВ