Фото Издательский дом «Биробиджан»
В этом году нашей талантливой соотечественнице исполнилось бы 70 лет
БИРОБИДЖАН, 3 мая, «Город на Бире» — В биробиджанской городской библиотеке в узком кругу читателей почтили память учителя Будуканской начальной школы, поэтессы Марии Константиновны Глебовой.
Мария Глебова родилась 16 апреля 1949 года в деревне Селихино Комсомольского района Хабаровского края. После окончания Комсомольского на Амуре педагогического института приехала на работу в посёлок Будукан, Облученского района, где самым известным и главным учреждением была и по сей день остаётся исправительная колония. Именно там Мария Константиновна начинала свою педагогическую работу. Контингент её учеников не отличался изысканностью манер, но Глебову уважали, пожалуй, больше, чем некоторых представителей администрации учреждения. Спустя много лет, уже работая учителем русского языка и литературы в обычной восьмилетней школе, она напишет:
Я работала в зоне,
Где снег по утрам голубой,
Где мальчишки-солдаты
На вышках бессонным дозором…
Где любая мечта —
За высоким колючим забором.
Только читая стихи можно было представить себе звонкоголосую, любящую жизнь, очаровательную красавицу. На самом же деле - маленькая, чуть сутуловатая женщина, с несколько хриплым голосом, тайком от детей курящая недорогие сигареты, она заставляла слушать её с первых слов. Она не читала свои стихи, она бормотала их, и потому многие не сразу понимали их изумительную мелодию и смысл.
Отдам январь за два апреля,
А если можно, то за пять.
Завидно, что лентяй Емеля
Мог ловко печью управлять.
Вот на печи бы на работу,
Вот на печи бы в магазин…
И в понедельник, и в субботу,
И без затраты на бензин.
Смотри огонь, кидай поленья,
Корми прожорливую пасть,
Решай проблему отопленья,
Не теребя напрасно власть.
В России, где едва к апрелю
Весна возьмет свои права,
Одна надежда – на Емелю,
Да на волшебные слова.
Её не сразу расслышали даже в Хабаровском краевом отделении Союза писателей России. А после, прочитав единственный её сборник «От сентября к сентябрю», единогласно проголосовали за приём в Союз. Это было осенью 2009 года, а в январе 2010 её не стало. Она так и не успела получить писательский билет.
Марию Константиновну хоронили из школы, несмотря на жуткий мороз. Попрощаться с ней пришли все. Поэтессу похоронили на самом краю сопки, откуда виден посёлок, и школа, и даже зона, на которой она достойно «отмотала свой срок». Удивительно, но о Марии Глебовой нет ни одного слова в разделе литературы на сайте «Наследие ЕАО», лишь в альманахах «Биробиджан» есть несколько строк биографии. Между тем, её стихи больше других «известных» авторов достойны того, чтобы их изучали и читали в школах области, чтобы студентам местного университета рассказывали о ней, как о педагоге, который учил по-настоящему любить литературу и поэзию.
Пусть говорят, что ей не повезло:
Жизнь бедовать по школьному уставу,
Писать стихи, большим снегам назло
На музыку мелькающих составов.
В них цветом неба выкрашен апрель,
Хрип кедрача и оползни базальта.
Проворней дождь, настойчивей метель
И запахи без примесей асфальта.
Уроки от звонка и до звонка
За пайку, ни одним куском не выше,
С благословенья Господа рука
Молитвы о добре ночами пишет.
Александр Драбкин, член Союза писателей России.