Историческая облицовка здания, в том числе металлические звёзды Давида, будут сохранены.
Историей и будущим уникальной синагоги на Маяковского, 7 заинтересовался журналист «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 11 июля, «Город на Бире» – Этому дому почти шестьдесят лет, а приспособили под синагогу его в 1988 году. За всё время дом ни разу не ремонтировали, и он просто завалился на левую сторону. Мы подняли дом больше чем на метр, фундамент поставили, восстанавливаем веранду – старая рухнула, когда мы сняли крышу. Еще год – и от здания синагоги ничего бы не осталось. Я так рада, что нашлись предприниматели, которые отозвались на наш призыв о помощи! – делится своими переживаниями председатель еврейской религиозной общины «Бейт Тшува» Валерия БУЛКИНА.
О том, что здание нужно сохранить любой ценой, свидетельствует экспертное заключение: «Согласно системе оценки еврейских объектов архитектуры, разработанной Центром еврейского искусства Иерусалимского университета, старая синагога в Биробиджане – памятник общероссийского значения, входящий в восьмёрку наиболее ценных синагог в Российской Федерации, сохранившихся на сегодняшний день».
– Это последняя синагога, открытая в Советском Союзе. Недавно она вошла в индекс мирового наследия Центра еврейского искусства, – рассказывает Валерия Рашидовна. – Ученые из Иерусалима проехали всю Россию и не увидели толком еврейской жизни. Все старые синагоги или разрушены, или заменены современными зданиями, созданными по израильским и американским образцам. В заключении написано, что создание этой синагоги в Биробиджане завершает целую эпоху в истории советского еврейства – эпоху гонений на иудаизм. У нас сохранилось несколько уникальных книг. Это сидуры, на которых заменены обложки: снаружи «Основы коммунизма» или «Геометрия», а внутри молитвы еврейского народа. Я точно знаю, что в то время, когда синагоги ещё не было, люди продолжали верить. Они ходили на еврейское кладбище и там молились.
Весь скарб общины, включая историческую мебель, дожидается окончания ремонта в помещении синагоги.
Уникальность биробиджанской синагоги ещё и в особой мебели. Два арон а-кодеша (шкафы, где хранятся свитки Торы) и амуд (пюпитр, с которого совершает молитву хазан) были привезены в ЕАО первыми еврейскими переселенцами. Эксперты отметили, что эти предметы «являются уникальными образцами еврейского народного искусства. Созданные в 1957 году для первой биробиджанской синагоги, они представляют собой попытку воссоздать типичные для восточной Европы формы и иконографию подручными средствами. Весьма вероятно, что это самые поздние по времени произведения восточно-европейского народного искусства».
– Я надеюсь на понимание мэрии и губернатора. Это место очень важно для истории нашей области. Это не выкинуть, не стереть, не забыть. Я не позволю синагоге исчезнуть. Я здесь и ключница, и хозяйственница, и поломойка... Золушка, одним словом. С 2009 года я ищу финансы, трачу свои деньги, пытаюсь сохранить отопление, охрану, сделать место для хранения книг, заделать потолки, которые текут, привожу зал в какой-то нормальный вид. Сюда заходят иностранцы, и они должны видеть, что это действующая синагога, – считает председатель общины.
Сначала в синагоге хотели только окна поменять. Уже в ходе ремонта выяснилось, что без реконструкции фундамента и веранды не обойтись.
В общине больше тридцати человек. Они регулярно приходят, чтобы прочитать молитву, выпить чаю, пообщаться в кругу друзей. А вот раввина здесь никогда не было.
– Были канторы, хазан был, был человек, которого называли ребе, но он тоже был председателем общины. Это не совсем настоящая община, а скорее собрание людей, которые хотят сохранить нить всего происходящего. Людям нравится атмосфера еврейского местечка. В старой синагоге они чувствуют себя как дома. Она старенькая, она нам напоминает прошлое, – рассуждает Валерия Булкина. – Люди очень скучают, спрашивают, как долго продлится ремонт. Но придется потерпеть. Для нашей области эта синагога, как прабабушка. Её нужно беречь, лелеять, с ней надо разговаривать правильно. Она – аккумулятор всего происходящего, но в то же время уже и история, что-то, что вот-вот должно кануть в Лету, но ещё живёт.
Рабочие, которые возводят деревянный сруб на месте рухнувшей веранды, уверяют, что зимой здесь будет тепло.
Пока непонятно, старая синагога будет музеем или люди по-прежнему смогут собираться здесь на Шаббат? Валерия Рашидовна говорит, что на одной стене они обязательно разместят стенд об истории биробиджанского еврейства:
– Я хочу, чтобы она осталась действующей синагогой, пусть и мемориальной. Чтобы люди приходили сюда, как раньше, пили чай, разговаривали. Пусть это будет оазис хорошего постсоветского общения в атмосфере старого Биробиджана.
Вера КРАВЕЦ