С многодетной семьей познакомился журналист «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 3 декабря, «Город на Бире» – «Все счастливые семьи похожи друг на друга», – написал как припечатал Лев Толстой. По-моему, есть в этой формуле что-то принижающее благополучные семейные союзы. Раз похожи, то и неинтересны. То ли дело, когда страсти в клочья: есть о чём говорить и писать!
Третьеклассница Люба посещает и общеобразовательную, и музыкальную, и художественную школы. Ксюша ещё только букварь освоила – она учится в первом классе. А Самуилу, Павлу и Лидочке пока и с мамой хорошо, без дополнительных уроков.
АЛЕКСЕЙ вырос как раз в такой семье. В Кульдуре она числилась неблагополучной. И несчастье их было типично российское: мать и отчим беспробудно пили. Из шести детей пятеро – парни. Четверо пошли по родительским стопам, и только Алексея алкогольная судьба не устраивала:
– К пьянству я с малолетства испытывал отвращение, – вспоминает он. – И в четырнадцать лет меня забрала к себе моя тётя.
Светлана Николаевна не только пригрела мальца, но и определила его будущее. В середине 90-х в Известковом появилась община христиан евангельской веры. Тётя стала посещать собрания и брала с собой племянника. Кульдур от Известкового вроде бы недалеко, но добираться было нелегко: поезд приходил ночью, в темноте от вокзала шли до знакомых единоверцев, где проводили остаток ночи. Однако мальчику, выросшему в атмосфере пьяного угара, обстановка моральной и физической чистоты, доброты и благожелательности в общине согревала душу. И там, в церкви, он встретил свою судьбу.
Мария Черепенникова выросла тоже в многодетной, но, в отличие от Алексеевой, вполне благополучной семье. Родители Галина Михайловна и Юрий Михайлович – врачи, уважаемые в Известковом люди. И в общину пятидесятников маму, а за ней и дочку, привело стремление найти духовную опору в этой жизни.
Любви с первого взгляда, признаются они, не было. Чувство росло постепенно. Когда молодые люди созрели для женитьбы, Алексей купил небольшой дом в Кульдуре – накопил, работая на железной дороге.
Через год у них появился Алёша, через полтора – Светочка, ещё через полтора – родилась Анечка, и они официально стали многодетной семьёй.
В 2007 году Алексей обратился в районную и областную администрации, чтобы ему помогли купить в Кульдуре дом попросторнее. Тогда как раз открылась государственная программа «Молодая семья», дающая субсидии на приобретение или строительство жилья. Алексею посоветовали принять в ней участие. Для этого надо было представить солидный пакет документов. Собирал он их с марта по октябрь. Коллеги не верили в успех затеи. «Зря стараешься», – сочувствовали ему скептики. Однако в декабре Подрезовых обрадовали: им выплатили по 110 тысяч рублей на каждого ребёнка и ещё 600 тысяч по программе. «Лучше покупайте сразу в Биробиджане, – посоветовали Алексею. – В Кульдуре дома значительно дешевле, а оставшиеся деньги придётся вернуть».
Так Подрезовы переехали в четырёхкомнатную квартиру в областном центре, которую купили за 800 тысяч рублей. В ней они прожили пять лет. В Биробиджане родились Любочка и Ксюша. Разумеется, сразу же приобрели дачный участок. Но потом посчитали, что ездить туда-обратно на автобусе всей семьёй накладно. Да с малыми детьми много и не наработаешь. Вот если бы участок земли рядом с домом!.. И они дали объявление на обмен благоустроенной квартиры на дом в ближайшем к городу селе. Вариант нашёлся не сразу. Сегодня многие предпочитают каменным многоэтажкам дом с подворьем. За сравнительно небольшую усадьбу на Птичнике Подрезовы отдали городскую квартиру да ещё приплатили триста тысяч рублей из материнского капитала. Здесь они теперь и живут. В этом доме родились Самуил, Паша и год назад Лидочка. Старшие ходят в местную школу.
Домашний квартет семьи Подрезовых: за фортепиано – Анна и Светлана, с гитарами – Алексей и Любовь.
ЧЕСТНО СКАЖУ: современные многодетные семьи далеко не всегда вызывают у меня положительные эмоции. Тут очень применима поговорка «Лучше меньше, да лучше». Что касается Подрезовых, то, войдя в дом, сразу видишь, что в этой семье думают прежде всего о детях. Скромно, но всё необходимое есть. Самые маленькие спят в комнате родителей. В спальне старших – три двухъярусные кровати, столы для занятий. В общей большой комнате – диван, полки с детскими книжками и игрушками. Дома тепло, чисто.
Я не удержался и спросил: не является ли многодетность только следствием религиозных убеждений? В общем, что первично: любовь к детям или библейские запреты?
Мария Юрьевна встретила вопрос спокойно. По всей видимости, ей его уже задавали.
– Наша религия, как и все, конечно, против абортов. Но для тех, кто не хочет больше детей, сейчас продаётся много предохраняющих средств. Что касается меня, то я всегда хотела много детей. И в этом мы с Алексеем едины.
Разумеется, все дети в этой семье крещёные, вместе с родителями посещают собрания общины. Но жизнь их и их интересы не ограничиваются религиозными догматами. В музыкальной школе Света и Аня обучаются игре на фортепиано и саксофоне, Алёша и Люба осваивают гитару. Люба посещает ещё и «художку». Она, хоть и мала, единственная из детей, кто уже определился с будущей профессией: говорит, что будет дизайнером. У Ксюши пока только одна забота – школа, а любимое занятие первоклассницы – чтение.
Днём в доме немноголюдно: их остаётся «всего» четверо – мама с малышами. К вечеру собираются все. А когда к Подрезовым приходят гости, юные музыканты устраивают домашние концерты. Лично мне трудно представить, что при такой плотности проживания ни у кого не возникает желание уединиться.
– Мы привыкли быть вместе, – вставила своё слово в беседу восьмиклассница Светлана. – Меня как-то послали в лагерь «Океан». Там было очень интересно, но через две недели я уже так соскучилась по братьям и сестрёнкам, что дни считала до окончания смены.
– НИКАКИХ бесплатных обедов нашим детям в школе не положено. Да если бы и предложили, я бы отказался: мы не семья материально нуждающихся, – с достоинством ответил Алексей Николаевич на мой вопрос. – У меня приличный заработок. Жена получает пособия на детей до трёх лет. Ну и, конечно, хозяйство держим. У нас корова, молока хватает себе и летом на продажу. Скоро его будет больше – подрастает тёлочка. На мясо недавно закололи кабанчика, ещё есть бычок. Свой мёд – держу пасеку. Так что все сыты, слава богу.
Я, конечно, тут же предположил, что по хозяйству родителям активно помогают дети, особенно старшие. И услышал необычное для многодетного отца мнение.
– Я не сторонник заставлять детей работать без удовольствия, – заявил глава семьи. – Конечно, они, когда хотят, помогают, и с основными работами по огороду, со скотиной знакомы. Но я не хочу отбить у них желание заниматься хозяйством. Сколько семей знаю, где детей заставляли работать, – их теперь даже на огород не загонишь. Труд должен быть в радость. А для старших сейчас главное – хорошо учиться.
С поставленной задачей школьники справляются. Светлана и Анечка вот уже второй год подряд становятся победителями районного интеллектуального конкурса «Сто пятёрок» и получают за это неплохие премии. Примеру старших сестёр последовала Люба. Правда, призналась она, ей не всегда удаётся получить за четверть сто отличных отметок. А вот первоклассница Ксюша уверена: когда ей наконец-то начнут ставить оценки, это будут одни пятёрки!
Главный добытчик в семье, конечно, отец, и он уверяет: труд на благо семьи ему действительно в радость. Правда, в последнее время всё труднее сочетать работу на железной дороге и по дому. Хозяйство расширяется, и Алексей подумывает перейти на менее оплачиваемую, но и требующую меньше времени работу. А то и вообще оформить на себя крестьянское хозяйство. Семья-то продолжает расти: в феврале-марте она пополнится Иосифом.
Михаил Клименков