Особенные дети с обычными проблемами

20220526_124249_1_1.jpg

БИРОБИДЖАН, 30 октября, «Город на Бире» - проект «Давай останемся в ЕАО» реализуется при поддержке правительства ЕАО и Фонда президентских грантов.

Центр «Вита» Анастасии Якшиной - для детей с особенностями в развитии. Здесь ребята и их родители учатся вливаться в общество, не боясь и не стесняясь его. Это главная идея, о которой говорят в центре, и которую уже воплощают: нужно открыть особенным ребятам мир таким, каким его видят все другие дети. Важно, что в центре работают и с родителями, которым нужно принять детей как маленьких, особенных взрослых, чтобы сделать их счастливыми.

Идея создать центр сформировалась у Анастасии в два года назад, хотя зрела давно. До стартапа она два года работала в областном департаменте экономики, а ещё раньше – 15 лет в полиции. Сейчас Анастасия говорит, что «всегда чувствовала – занималась не своим делом». И вот, после почти двух десятилетий на госслужбе, она стала предпринимателем.

Для этого Анастасия получила уже третье свое образование – «Специальная психология». Первыми двумя были «Международный туризм» и «Юриспруденция». Мама сына и дочери, она признается, что очень любит детей и понимает их. А ещё, что в городе нет комплексных развивающих центров, которые работают со взрослыми и детьми, не отделяя особенных ребят от всех остальных.

— Главная наша идея – интеграция особенных детей в обычное общество. Они не должны чувствовать себя инвалидами среди нормальных людей. Здесь они будут ощущать себя как дети – свободные и открытые – среди других таких же детей, – говорит Анастасия.

И у психологов «Виты» получается! С 2022- года они проводят события разного рода с детьми, в том числе спортивные эстафеты. Первой стала эстафета в Первой гимназии Биробиджана. В ней участвовал один из третьих классов, и школьников подготовили к тому, что к ним в гости придут непростые дети.

— Светлана Калинская – учитель начальных классов гимназии – показывала своим школьникам видео, объясняла, что дети бывают разными, и как нужно вести себя с теми, кто не похож на тебя, – рассказывает Анастасия Якшина. – И когда наши ребята пришли к третьеклассникам гимназии, через пять минут мы уже не могли понять, кто есть кто…

Для детей подготовили эстафеты и конкурсы, поделили на команды, сознательно перемешав ребят.

— Всё было продумано. Например, тем ребятам, у кого проблемы с двигательными функциями, на эстафете вместо мячей давали кубики, чтобы легче их удерживать в ладони. А тем, у кого что-то не получалось, помогали ребята из гимназии. А в конце у нас не было победителей и проигравших: три команды получили призы как «Самые быстрые», «Самые дружные» и «Самые добрые», – говорит Анастасия Якшина.

Такая социализация для особенных детей очень важна. Большинство из них ходит в специальные школы либо учится дома по индивидуальным программам. И окунуться в детскую компанию, сидеть за обычными школьными партами – важно для них. Оказалось, что социализация работает!

— Не было косых взглядов, не было насмешек, не было тех вещей, которых боятся родители особенных детей. Не было поводов для стеснения, – вспоминает Анастасия. – Нашим ребятам понравился спортзал, компания других ребят, общие игры… Все обнимались на прощание, все были счастливы. Мы поняли, что адаптация особенных детей в обществе – вполне возможная идея, что она работает. А лучше всего, что это увидели родители.

На социализацию также будет работать инклюзивный туризм. «Вита» уже запланировала экскурсии по нашей области: заповедник «Бастак» и эко-ферма в Смидовичском районе. В Хабаровске ребята посетят зоосад им. Всеволода Сысоева и фабрику мороженого «Заяц». Воспитанники «Виты» так же, как и в спортзале Первой гимназии, на каждую экскурсию поедут в одних автобусах вместе с простыми ребятами.

— Нам предстоит много работать, чтобы разрушать барьер между особенными детьми и обычными ребятами, – продолжает она. – Нужно много общаться с родителями особенных ребят, ведь те зачастую стесняются своих проблем, скрывают своих детей. Это основная причина, почему мы не видим их на городских улицах. Детей просто-напросто прячут в квартирах…

Без объединения ребят – с особенностями и без них – не получится интеграции в общество, – считает Анастасия. Хотя и она понимает, что эта работа требует изменения всей нашей культуры.

Как настроить общество, чтобы обычные дети не хихикали над особенными? Как создать терпимый социум, который принимает всех своих членов за равных? Нужно много работать, много и терпеливо объяснять родителям и детям, что чувствуют другие люди и как с ними стоит общаться.

— Не нужно сочувствия. Нужна нормальная социализация, нормальное человеческое общение. Да, эти дети требуют больше внимания, да, они выглядят несколько иначе. Но не стоит делать на этом акцент, не нужно выделять их. И тогда они почувствуют себя счастливыми и полноценными, — объясняет свою идею Анастасия Якшина. – Я хочу создать для особенных ребят обычную жизнь, такую же, в какой живут все остальные дети. Чтобы они путешествовали, знакомились, свободно ходили в кинотеатры и библиотеки, свободно прогуливались по Шолом-Алейхема, Пионерской, по городской набережной и никого не стеснялись…

_фонд.png

Фото: Анастасия Якшина

Другие материалы в этой категории:
Игрушка на прокат Реабилитация спортом
Joomla SEF URLs by Artio
 
1