Экс-директор Михаил Чавкин о проблемах и перспективах предприятия и о своей отставке в интервью газете «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 28 декабря, «Город на Бире» - Мало кто из биробиджанцев не наслышан, какие невесёлые времена сейчас переживает МУП «Водоканал» – важнейшее предприятие городского жизнеобеспечения, что оно нынче в долгах как в шелках. В ноябре мэр Биробиджана освободил директора «Водоканала» Михаила Чавкина от занимаемой должности. Вероятно, рассудив, что это именно он посадил вверенное предприятие на мель. Однако у экс-директора своё видение проблемы.
– Михаил Владимирович, вы возглавили «Водоканал» в сентябре 2011 года. Скажите, принимая должность, вы осознавали, сколь незавидным хозяйством берётесь руководить?
– Я знал, что у предприятия есть серьёзные проблемы, что многие коммуникации сильно изношены, необходима новая техника, новое оборудование, нужно строить третью очередь очистных и модернизировать водозаборы… Меня, помню, тогда вызвал к себе мэр города Пархоменко и мы обо всём обстоятельно переговорили. Но я понадеялся на свои знания и опыт и рассчитывал, что смогу значительно улучшить работу предприятия. Андрей Геннадьевич в меня поверил и со своей стороны пообещал всевозможную поддержку. И он действительно лично курировал работу нашего предприятия. Я считаю, что при прежнем мэре «Водоканал» работал довольно устойчиво. Мы поставляли населению услуги, оплачивали свои счета, наши работники своевременно получали зарплату. Наметилась тенденция к покупке новой техники. В частности, мы закупили три бочки-шамбо для откачки и вывоза нечистот. В процессе работы мы в коллективе вырабатывали какие-то предложения и выходили со своими инициативами на мэра. Потом его первый заместитель Сергей Солтус со своими сотрудниками все наши предложения тщательно изучал, анализировал, проверял и просчитывал. То есть это была серьёзная работа, и при нормальном раскладе все наши инициативы должны были воплотится в жизнь.
– Но результаты всё же вышли довольно скромные…
– Ещё три-четыре года назад в стране очень успешно работали федеральные программы, в частности по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока. И я, и городская администрация очень рассчитывали войти в них и получить существенную финансовую помощь из Федерального бюджета. Наше предприятие подготовило пакет необходимых документов. Мэрия одобрила наши предложения и передала их в правительство области. А там всё это дело наглухо зависло. На каком конкретно этапе, сказать не могу. Во всяком случае, федеральных денег на модернизацию предприятия мы так и не увидели. А у городского бюджета возможности – сами знаете... Со временем практически все дальневосточные программы были свернуты, и теперь, думаю, «Водоканал» не увидит серьёзной финансовой поддержки от федералов.
– Если бы вам тогда удалось выбить деньги из Москвы, на что бы вы их потратили в первую очередь? Какие объекты «Водоканала», на ваш взгляд, самые проблемные и требуют финансовых вложений раньше прочих?
– Водоканал это комплекс! Всё требует срочных финансовых вложений, и расставить приоритеты тут очень трудно. Нужно побыстрее заканчивать третью очередь очистных сооружений. Из-за старых, которые уже не справляются с нагрузкой, «Водоканал» регулярно наказывают экологи – и эти штрафные санкции тянут предприятие ко дну. Объект стоит недостроенным, без эксплуатации он начнёт разрушаться.
Нужно срочно менять ветхие сети водоснабжения и водоотведения. Я рассчитывал, что с федеральными деньгами мы заменим 20-25 процентов сетей, – не сложилось!
«Водоканалу» просто необходимо заниматься энергосбережением: на насосных и водозаборных станциях менять морально устаревшее и физически изношенное оборудование на новое, которое будет дешевле в обслуживании и даст нормальную экономию энергоресурсов.
– А как это будет выглядеть в цифрах?
– Скажем, если на водозаборные сооружения закупить оборудования на пять миллионов, оно окупится уже через год. Там только экономия электроэнергии будет 45-49%. Всё это давно просчитано. Я беседовал со специалистами, с передовыми производителями оборудования – и все раскладки они мне дали. В мэрию поступила целая куча наших предложений – были бы деньги...
– Ну, пять миллионов вы мне привели только в качестве примера. Сколько реально нужно денег?
– Самые дорогие, конечно, насосы. На объекты водоснабжения их надо закупить где-то на пятнадцать миллионов, на объекты водоотведения – миллионов на тридцать. Это по минимуму и, уточню, по ценам декабря 2014 года. Это даст реальную экономию, а на вырученные средства уже можно менять всю арматуру: задвижки, клапаны...
– Можно ли организовать работу «Водоканала» так, чтобы он, если и не развивался, то, по крайней мере, обеспечивал себя сам и не тянул деньги из городской казны?
– «Водоканал» – предприятие специализированное, зависимое. Мы даже тарифы, которые считаем экономически обоснованными, установить не вправе. Но всё-таки кое-что сделать можно. Если бы приобрести кое-какую строительную технику, то при «Водоканале» можно организовать некое строительное предприятие. Оно будет участвовать в тендерах, брать сторонние заказы. На развитие предприятия денег, конечно, не хватит, но, как говорится, на поддержку штанов – вполне. Но, повторюсь: сначала надо вложиться. Для примера: мы ведь не так давно выиграли тендер на 16 миллионов на строительство трубопровода к строящемуся СИЗО. Можно было немного подзаработать на этом проекте, но при мне воплотить его в жизнь не удалось. И я теперь даже не берусь сказать, будет ли «Водоканал» выполнять эти работы или их уже перепоручили кому-то другому.
– О тарифах: насколько они обоснованны и до какой планки вам хотелось бы их поднять?
– Сегодняшние тарифы на водоснабжение и водоотведение, поверьте, сильно занижены. В 2013 году нам удалось добиться их пересмотра – и комитет тарифов и цен установил плату примерно 13 рублей за кубометр воды. Но пока мы это дело пробивали, пока принимали, все расчёты устарели – и результат был не тот, что мы ожидали. Тем повышением мы перекрыли только 57% наших выпадающих доходов. И нужно было поднимать цены ещё раз и довольно существенно. Согласитесь: те же энергетики, которым мы задолжали, поднимают цены на электричество практически ежегодно. Мы за ними просто не поспевали и копили долги. Нормальный, экономически обоснованный тариф, я считаю, на водоснабжение должен быть 22 рубля, на водоотведение – 27 рублей. При таких ценах на услуги мы можем нормально функционировать, содержать технику, рассчитываться с энергетиками, платить налоги, зарплату нашим рабочим… Но не более того! О развитии предприятия, о его модернизации, речи, конечно, не идёт.
– Вас за неуплату энергетики обесточили. А разве вы не можете злостных должников обезводить?
– Мы – нет! Существующее законодательство запрещает нам отключать потребителей от водоснабжения даже в случае большой задолженности. Всё решается через суд. А не платят нам по разным причинам 7-10 процентов населения. Это те невозвратные потери, которые мы вынуждены забивать в тариф. То есть добросовестные плательщики платят ещё и за злостных должников.
– Как думаете, что дальше будет с «Водоканалом»? Не отдадут ли его по примеру «Единого заказчика» в частные руки?
– Я не отвергаю такой вариант окончательно, но не думаю, что городские власти на это пойдут. В Благовещенске и Хабаровске эту школу прошли ещё в 2002 году. Ничего хорошего из этого не получилось. Так что понятия не имею, что будет с нашим «Водоканалом». Однозначно скажу только одно: кто бы ни руководил предприятием, без глобальной финансовой поддержки ему сейчас не выжить.
– Ну и заключительный вопрос: ваша отставка была полной неожиданностью или вы к ней готовились? Чем намерены заниматься далее?
- Не важно, готовился или нет. Досадно, что это произошло, мало я успел сделать. Сейчас ищу работу.
– Ну что же, удачи! Пусть на новом месте вам повезёт больше.
Евгений Степанов