Собрать вместе всю семью Натальи Ивановны для фотосессии – задача практически невыполнимая.
О Человеке с большим сердцем пишет газета «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 11 августа, «Город на Бире» – «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми». Эти мудрые слова принадлежат ирландскому писателю и поэту Оскару Уайльду. Не уверен, что биробиджанка Наталья Молчанова знакома с данным высказыванием, но то, что она поступает по жизни в соответствии с ним, для меня очевидно. Воспитав родных трёх сыновей и дочь, сейчас Наталья Ивановна приходится приёмной матерью 13 детям.
– МОЙ МУЖ нас бросил рано. Сыновья Павел, Алексей, Максим выросли и перебрались из Надеждинского, где мы раньше жили, в город, туда же уехала дочь Маша, поступив в местный университет. Так я осталась совсем одна, – начала своё повествование Наталья Ивановна. – Сидеть дома с кошкой мне быстро наскучило. В 2007 году пошла в опеку и сказала: «Дайте мне ребенка!» Первой стала Ира, ей ещё и трёх лет не было. Весила чуть больше восьми килограммов. В 2009-м я взяла домой полуторагодовалую Леру. Через несколько лет, когда девочки немного подросли, они участвовали в конкурсе рисунков от управления опеки. Их наградили грамотами и конфетами, а меня спрашивают: «Не хотите ещё взять ребёночка?» Я отвечаю: мол, спасибо не надо. А потом, подумала: двое есть, а где двое, там и трое как-нибудь. Правда, вместо двоих стало сразу четверо – наша семья пополнилась восьмимесячными близнецами Кириллом и Никитой... Троих последних я взяла в январе этого года. Они больше года жили в приемной семье, а потом там родился свой ребёнок – и эти детки стали не нужны. Говорила в опеке, что мне их даже спать положить негде, а мне: «Вы же новый дом строите...» Я поняла, что оставить их просто не могу. Поехала в магазин и на первое время приобрела раскладушки.
ДОМ У НАТАЛЬИ МОЛЧАНОВОЙ и впрямь новый – построить его помогли взрослые сыновья. Несколько уютных комнат с двухъярусными кроватями, общий зал с большим аквариумом и телевизором и огромная кухня с длинным обеденным столом, чтобы за ним могло усесться всё многочисленное семейство.
– На переезд в Биробиджан я решилась только из-за детей. В Надеждинском остается лишь девятилетняя школа. А, чтобы они потом зимой ездили в Дубовое по холоду, я не хочу. Старшие дети все в городе живут, сказали, пора и мне поближе к внукам перебираться. Да и для детей в городе больше возможностей для развития. Много секций и кружков. Перед тем как строить дом, устроила собрание. Сказала детям, что надо решать: либо строим дом в городе, либо транжирим деньги. В результате урезали всевозможные «киндер-сюрпризы», ограничив себя самым необходимым. Впрочем, я никогда не жаловалась на недостаток средств: положенных выплат нам с детьми хватает.
Вы обращались с нами строго,
Порою так, что – не дыши,
Но ведь за строгостью так много
Большой и преданной души.
«ПЕДАГОГУ», 1960 г.
Пока я гостил в доме, слышал много детского смеха, в избытке было суеты. А как же иначе? Хозяйка поведала мне маленькие истории жизни своих приёмных детей. В некоторые из них не хотелось верить.
– Большинство ребятишек попали в семью просто. Берут нерадивые родители в семью детей, наиграются, а потом «выкидывают», в смысле – в детский дом возвращают. Одну мою дочку вернули, потому, что она апельсин из холодильника взяла без спроса. По поводу другой девочки заявили, что она «маньячка»...
Судя по тому, как в доме чисто, дети хорошо знают, что такое порядок. Не забывает Наталья Ивановна и про воспитание:
– Стараюсь растить их в доброте и ласке. При этом учу их уважать себя, чтобы никому не позволили втоптать себя в грязь. Планы на будущее у меня простые: чтобы все закончили школу и встали на ноги. С учебой у них особых проблем нет, учатся почти без троек. Надеюсь, они найдут своё призвание в жизни.
Не мог не спросить у Натальи Ивановны о том, как к происходящему отнеслись её родные дети.
– Дети устроены, работают. Поначалу немного возмущались, но потом перестали. Детки моих сыновей сперва даже звали папами. А сейчас у них дружба.
НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, что у этой большой и дружной семьи совсем нет проблем. В конце разговора моя собеседница поделилась и своими печалями:
– В Надеждинском у нас остался дом, будем садить там огород. Думаем, как решить вопрос с коровами, свое молоко детям было бы совсем не лишним... Для них нужен большой сарай, а средств на него нет – всё пошло на дом. На покупку бруса и кровли нужно около 50 тысяч. Да ещё с коровами в прошлом месяце приключилась история. В Надеждинском мы живем рядом с речкой. Одна корова поздно отелилась, а вторая вот-вот должна была. Я не могла отправить их пастись в стадо. Детки следили за ними, пасли рядом с домом. Но те убежали в село, девочки пошли загонять их обратно – тут работники администрации сфотографировали коров и выписали штраф в размере 4000 рублей.
Меня зацепила одна фраза из постановления о назначении административного наказания: «Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Н. И. Молчановой, не имеется...» То есть тот факт, что человек воспитывает 13 детей, не может смягчить его вину? Неужели нельзя было обойтись предупреждением? Четыре тысячи совсем не лишняя сумма в семейном бюджете – она могла бы пойти на покупку канцтоваров к школе.
– Да ладно, бог им судья, – подвела итог общения с поселковой администрацией Наталья Ивановна.
Я же все те полтора часа, что провел в гостях у многодетного семейства, не переставал думать о том, какого же размера должно быть сердце у человека, не побоявшегося взвалить на себя такой груз ответственности.
Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ
P.S. Уважаемые читатели! Вероятно, вы захотите оказать Наталье Молчановой посильную помощь в приобретении материалов для строительства коровника. Её телефон имеется в редакции.