В областном музее современного искусства проходит персональная выставка воспитанника Сахалинской и Приморской живописных школ, художника Алексея Крюкова. На экспозиции, которая смело может претендовать на статус автобиографии художника и получила название «Это всё из жизни моей», побывал и журналист «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 13 марта, «Город на Бире» – На музейных стендах представлены 62 работы – портреты, пейзажи и натюрморты, написанные маслом и акварелью. Все картины связаны с самыми дорогими сердцу живописца местами в Еврейской автономии и Приморском крае, на многих изображены его родные и друзья.
На открытии выставки автора аудитории представил директор Музея современного искусства ЕАО Борис Косвинцев.
Он может выразить своё мироощущение не только с помощью красок, но и словами. Стихи Алексея Николаевича, распечатанные на простых листах, уютно расположились между картинами в стеклянных витринах.
За околицей в поле пойду,
Город бросив, зависший в дыму.
Утолю родниковой водой
Жажду песен, охрипших в снегу...
С этим видом творчества художнику иногда сложно совладать:
– Если честно, я стихи вообще не сочиняю. Просто ночью будто кто-то по голове стукнет, раз – и текст пришёл. Я подскакиваю, наощупь нахожу ручку, бумагу – специально кладу их поближе, чтобы долго не искать. А строчки сами приходят, только успевай записывать. Утром остается лишь отредактировать текст.
Мне стало интересно: а картины художник так же пишет? В домашних тапочках, вскочив посреди ночи с постели и ухватив с ближайшей полки карандаш? Оказалось, что нет, сюжеты картин он ищет в обычной жизни.
– Я много хожу по нашему городу, смотрю по сторонам. И часто городской пейзаж навевает какие-то мысли, идеи. Мне важно состояние природы, а не этот конкретный дом или библиотека. Когда моё настроение и состояние окружающего меня мира совпадают, получается картина, – рассказывает Крюков. – Сейчас очень просто писать с натуры. Я обычно ношу в кармане картон и карандашик. Стараюсь зафиксировать состояние, настроение, поэтому ничего не прорисовываю, чисто композиционный набросок. И делаю несколько фотографий. Я раньше на этюды знаешь сколько переходил?! Совсем недавно свой поломанный этюдник выбросил наконец – с ним уже ничего сделать нельзя: ни склеить, ни сбить. Теперь художникам хорошо помогают фотоаппараты, они делают всю техническую работу. А я уже вношу частичку своей души в каждую картину.
Как от горячего костра,
Прикосновение случайно…
Ещё блестит слюдой зима,
А я весну уже встречаю!
Вдохновение Алексею Крюкову дарят, подчас, самые обыденные вещи:
– Меня вдохновляет любовь. Художникам надо влюбляться. Ты не подумай, что в человека. Во что угодно! Надо уметь радоваться каждой минуте жизни. Пусть мало, но порадоваться обязательно надо. Иначе никак, – твёрдо уверен Алексей Николаевич.
Но сразу признается, что иногда ему очень сложно вытянуть себя из болота жизненных проблем, как это сделал барон Мюнхгаузен:
– После похорон мамы больше двух лет не мог взяться за кисть. Сидел у мольберта ну просто как дурак. А потом женщина молодая привела ко мне своего маленького сына, который очень хотел рисовать, а в художественную школу его не брали: у него обе руки были заблокированы хоккеем. Мальчик плачет. Я ему теорию даю, а он ни круг, ни прямую линию провести не может. Как мы можем рисовать натюрморт или простую детальку? Полтора месяца я с ним на природу ходил, занимался. Потом он сам всё понял. Пришел однажды и говорит: «Давайте я подрасту. Если будет желание, я приду». Только он, сам того не подозревая, меня вытащил из моего болота! Я начал работать, на жизнь посмотрел другими глазами. А недавно позвонил его маме и поблагодарил за то, что заставили меня работать.
На выставку Алексея Крюкова однозначно нужно заглянуть людям, которым грустно, кого одолели жизненные невзгоды или проблемы. Глядя на оптимистичных героев картин, на яркие, солнечные цвета, на интересные места нашего города, которые мы просто не замечаем в суете ежедневных проблем, грустить точно не захочется.
Вера КРАВЕЦ