2008 г.
Как пишет газета «Ди Вох», наш земляк считает грузин братским народом.
БИРОБИДЖАН, 15 августа, «Город на Бире» – Служить Олег начинал как обычный солдат-срочник. В 2006-м Родина призвала его под знамена – и он попал в Хабаровск, в разведроту. А через полгода в часть прибыл «покупатель» и стал вербовать молодых бойцов на Кавказ. По прибытии во Владикавказ Касьяненко с сослуживцами ездил по всему региону на спецоперации. Подписал контракт. Ночь на 8 августа он запомнил очень хорошо:
– Мы с товарищем моим Ильей Печёнкиным только сменились с суточного дежурства. Ну и по традиции засели в комнате отдыха, навели чай, затеяли смотреть какой-то фильм. Вдруг экстренное сообщение: несколько минут назад грузинские войска начали обстрел города Цхинвал. Заключили пари: мол, сейчас нас по тревоге поднимут или подождут до утра. Да куда там! Мы даже рук не успели разнять... Быстро получили боекомплект, сухпай – и уже через три с половиной часа пересекали Рокский тоннель. Когда вошли в Южную Осетию, увидели толпы беженцев. Там до самого Цхинвала сёла идут в шахматном порядке. Село – грузинское, село – осетинское. Мы проводили там зачистки. Под минометный обстрел попадали. Ну и прямые боестолкновения у нас были. Раз четверо грузинских боевиков засели на горной тропе и открыли по нам шквальный огонь. Хорошо, вовремя их заметили – тут же рассыпались, открыли ответный. Потом отступили и решили обойти противника чуть левее. А когда подошли, оказалось, что все четверо уничтожены.
2018 г.
За то, что Касьяненко сумел вывести свою роту без потерь из-под жесткого обстрела боевиков, его хотели представить к ордену Мужества. Но с орденом не сложилось.
– Вызвали меня к командиру, – вспоминает Олег, – а он мне и говорит: «Срочно одевайся в чистую форму, военный билет в карман – и на вертолет. Летите с Евгением Янцевым в Москву, там вам в Кремле сам Медведев ордена будет вручать. А какая у меня чистая форма, если мы по тревоге выдвинулись? Только пара маскхалатов в наличии. Не в «кикиморе» я ж в Кремль пойду! Да и военный билет у старшины хранился. В общем, не полетел. Уже позже мне сюда, в Ленинское, пришла моя награда, но не орден, а медаль «За отвагу».
Конечно же, я спросил у моего собеседника, как он лично воспринимал ту вой-ну. Ведь воевали не с кем-нибудь, а с народом, который мы испокон веков считали братским.
– А я и сейчас считаю грузин братским народом. У меня друзья грузины и осетины. Меня в детстве воспитывал грузин – друг отца. Это их прогнившее руководство предало тогда своих граждан, подчинившись хозяевам из-за бугра. А простым людям воевать надо?!
Через пять дней противостояния главами воюющих государств был подписан план мирного урегулирования, и вскоре наши войска вернулись к месту постоянной дислокации. По окончании контракта Касьяненко вернулся в село Ленинское, где его ждала девушка. Женился. Сейчас у него двое детей. После дембеля устроился на работу в департамент судебных приставов, а затем – в полицию. На момент нашей беседы отрабатывал в Ленинском райотделе последний день. На днях прибудет в Хабаровск, где должен занять должность, связанную с обучением личного состава. Должность инструктора по огневой подготовке, говорит Олег, ему ближе, чем охранника и конвоира.
Евгений СТЕПАНОВ