Рис. Владимир ИВАНОВА.
О том, где теплее биробиджанским медикам пишет газета «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 30 ноября, «Город на Бире» – Не так давно, накануне выборов, бывший доктор, а ныне депутат Госдумы Анатолий Тихомиров сказал, что скоро в нашей области людей вообще некому лечить будет. Не сгоряча сказал, а больше от отчаяния: квалифицированные врачи государственных больниц в самом плохом случае со временем стареют и умирают, а в лучшем (для них, но не для нас) – уходят в частную практику, и не на территории ЕАО, а в других российских регионах.
За последние годы из областного центра выехали на постоянное место жительства: в Краснодарский край – хирург-онколог и врач ультразвуковой диагностики, в Московскую область – врач-рентгенолог, в Приморский край – неонатолог, на Сахалин – анестезиолог. Из Теплоозерской районной больницы уволились и выехали за пределы области два главных врача, один из которых хирург, другой – педиатр, плюс анестезиолог и ещё один хирург. И это вовсе не полный перечень.
Что они ищут в чужих краях? Солнце и море? Гонятся за длинным рублём? Конечно, в Биробиджане никогда не станет теплее чем, например, в Геленджике, но, если слышать, о чём говорят бывшие наши земляки, понимаешь, что дело не только в климате и зарплате.
Анатолий МАЛЫШЕВ, бывший главный врач областного онкологического диспансера.
В Биробиджане он защитил кандидатскую диссертацию и заслужил звание заслуженного врача России, а главное – прооперировал сотни пациентов, продлив им жизнь. В ЕАО он когда-то приехал из Республики Тыва.
Сейчас Анатолий Иванович возглавляет диагностический корпус в частном медицинском центре Анапы.
– Первый раз мы с женой приехали в Анапу в гости, по приглашению друга, и нам очень понравилось: в сентябре больше двадцати градусов, море ещё тёплое. Мы купались, получали удовольствие от жизни – и решили приехать сюда насовсем.
Я продал квартиру и дом в Биробиджане и в Анапе купил дом на месте, где когда-то были городские сады. Часть деревьев сохранилась, у меня на участке даже растёт черешня.
Что касается работы. Вначале у меня была идея сделать здесь онкологические койки – в Анапе их нет до сих пор, но не получилось. Я пошёл работать в городскую поликлинику, а после – в частную клинику «НеоМед», где и работаю главным врачом диагностического корпуса. Жена тоже сразу работу нашла – занимается УЗИ-диагностикой в городской больнице.
Отношение к здравоохранению везде примерно одинаковое. И проблемы – что в Анапе, что в Биробиджане – одни и те же: дефицит денег и кадров, чиновничье равнодушие. В местной городской больнице за короткое время сняли с работы уже четырёх главных врачей. Час-тая смена руководителей, как известно, до добра не доводит – хоть председателя колхоза меняй, хоть главврача. Несмотря на всё это, врачи сюда едут. Вот, например, недалеко от нас, на побережье, в санаторной зоне, работают теплоозерский хирург Леонид Брод и его жена.
Наших здесь много, собирается целый клуб биробиджанцев – человек 15-20. Из Биробиджана в Анапу переехало уже больше ста семей, а мы были всего третьей или четвертой.
К сожалению, не остался у нас работать Константин Константинович Гасиленко. Насколько я знаю, он даже квартиру купил в Краснодаре, но потом вернулся в Биробиджан.
На мой взгляд, чтобы врачи из Биробиджана не уезжали, нужно в первую очередь усилить руководство здравоохранения. На моей памяти после Валентина Брусиловского руководители обл-здрава не занимались вплотную организацией здравоохранения, у руководителей нет тонкости в общении с врачами. Я понимаю, что где-то в районе врачу положена одна ставка, но, если нет других возможностей, возьмите человека на контрактной основе – ищите варианты, но сохраните доктора на месте. И это проблема не только нашей области, страдают и другие регионы Дальнего Востока. Главный врач магаданской больницы говорил мне, что не может выехать на конференцию из-за того, что его некем заменить даже на время, врачей нет.
У нас в области очень ослаблены диагностические возможности, не хватает оборудования – даже в частных клиниках. Здесь в государственных больницах и поликлиниках так же, а в платных – с этим проблем нет, поэтому, видимо, там и лечение и диагностика на голову выше.
«Боль врача найдёт». Адыгейская пословица
Игорь ГАРБУЗОВ, бывший главный врач Теплоозёрской районной больницы.
В этом посёлке он вырос, в местной школе до сих пор учит детей письму и чтению его мать. Хлопотное больничное хозяйство Игорь Владимирович принял как раз в то время, когда Облученский район сотрясли громкие уголовные «дела врачей». С работой справлялся, оперировал. Сейчас тоже оперирует, но уже в частной клинике Краснодарского края.
– Мне в Анапе живётся хорошо. Я возглавляю хирургический центр, и меня здесь устраивает всё. Нагрузка гораздо меньше, чем была в Теплоозёрске, но здесь нам самим выгодно её наращивать: как и в любой частной клинике, чем больше нагрузка – тем больше зарплата. В государственном медицинском учреждении это практически не учитывается и не оценивается.
В нашем центре есть своё поликлиническое отделение – 8 палат на 24 места для больных, которые могут находиться круглосуточно. Лечение пациенты либо оплачивают сами, либо предоставляют полисы солидных частных страховых фирм. По большому счёту, лечение у нас недорогое. Те же самые гинекологические операции у нас на 15–20 процентов дешевле, чем в Биробиджане.
Зарплаты у врачей, работающих в государственных медицинских учреждениях, мизерные. Они даже меньше, чем на Дальнем Востоке. Но проблема нехватки кадров остаётся актуальной даже при хорошем заработке. Поэтому мы стараемся брать специалистов, владеющих смежными специальностями, например, хирург-онколог или терапевт-узист. Если врач успел заработать себе имя, он себя здесь найдёт. Я сейчас, что называется, по другую сторону баррикад, так что, как ни странно это звучит, проблемы государственного здравоохранения для нас благо: чем хуже пациентам там, тем чаще они будут обращаться в частную клинику.
Должен сказать, что в Биробиджане хирургия, на мой взгляд, на порядок выше, чем в Анапе. Многие операции, такие как, например, резекция желудка или травма с повреждением лёгких, мы проводили сами. Здесь всех отправляют в Краснодар. Может, поэтому в нашем центре работают практически одни дальневосточники – выпускники хабаровского, благовещенского и владивостокского институтов. Они очень профессиональны и надёжны.
Можно ли здесь скучать по Дальнему Востоку? Можно. Но только потому, что там остались друзья. Осталась мама, которая в очередной раз набрала себе первоклассников и теперь уже не успокоится, пока их не доведёт. Дети остались на Дальнем Востоке. Дочь работает адвокатом в Хабаровске, сын получает второе высшее образование и, скорее всего, тоже останется там. В остальном ностальгию гасят новые ощущения, впечатления от жизни. В конце концов, здесь тоже Россия.
«Врачу все друзья». Русская пословица
Елена ЯГАНИНА, бывшая медицинская сестра гинекологического отделения областной больницы.
Елена Михайловна отработала в Биробиджане много лет, накопила большой практический опыт – и тоже увезла его в Анапу.
– Жизнь медицинской сестры в Биробиджане и в Анапе отличается только заработной платой. Всё остальное одинаковое. Сейчас я зарабатываю чуть меньше, чем в Биробиджане, но этой зарплаты мне хватает на всё. Цены здесь намного ниже – и в магазинах, и на рынках.
Отношение к медицинским сёстрам замечательное, даже, наверное, лучше, чем в Биробиджане. Врачи очень хорошие, никогда не позволят себе накричать, очень ровно разговаривают со всеми, и вообще мне с коллективом повезло.
Родильный дом, где я сейчас работаю, обеспечивается всем необходимым очень хорошо, есть всё полностью медицинское оборудование. И нам для работы выдают всё, что нужно. За два года я никогда не слышала, чтобы чего-то необходимого недоставало.
Ни разу у нас не было задержки заработной платы. На праздники нас поощряют только грамотами, финансами пока ещё нет, но очень надеемся, что всё изменится к лучшему.
По Биробиджану я лично не скучаю, только по подружкам. Мой муж – уроженец Биробиджана, он там родился и вырос, у него много друзей там осталось, и поэтому он скучает гораздо больше.
С Анапой созвонился Александр ДРАБКИН.