Журналист «Ди Вох» побывал в «закромах» колонии-поселения №4
БИРОБИДЖАН, 25 ноября, «Город на Бире» – Людмила Никифоровна обводит хозяйским жестом полки с банками:
– Помидоры, огурцы маринованные… А это лечо, очень удачное получилось.
Все эти соленья-маринады производились при её непосредственном участии и руководстве, но не для неё и её семьи. Людмила ШАБЛОВСКАЯ – мастер сельскохозяйственного участка центра трудовой адаптации осуждённых колонии-поселения № 4 УФСИН России по ЕАО.
Изо всех видов пенитенциарных учреждений колония-поселение считается самым щадящим. Сюда направляют тех, кто совершил преступление по неосторожности или умышленно, но небольшой тяжести. Здесь нет военизированной охраны. Осуждённые по разрешению администрации могут самостоятельно выходить в город. Общение с родными не ограничивается. Форма одежды – свободная. Даже питание не регламентируется. Если колонисты-поселенцы не желают питаться в общей столовой, могут готовить себе сами: в жилом корпусе есть кухня, посуда.
И всё же колония-поселение – не дом отдыха и не курорт, и те, кто содержится здесь, обязаны трудиться. Так называемых отказников (их здесь на сегодняшний день шестеро) в скором времени, вероятно, по решению суда переведут в исправительные учреждения с более строгим режимом. Остальные трудоустроены. Зарплата у всех одинаковая: МРОТ – сегодня это 7800 рублей в месяц. За питание в столовой с колониста высчитывают примерно две с половиной тысячи рублей, остальное выдаётся на руки, если у него нет исковых вычетов.
Кто-то работает за пределами поселения, но большая часть занята на внутрихозяйственных работах. И одна из главных задач – обеспечение колонии продуктами питания собственного производства. Для этого имеется подсобное хозяйство.
У подельников-юристов Александра Просветова (сверху) и Евгения Енютина (в теплице) много дел и на собственных дачах. Но сейчас они вынуждены трудиться в подсобном хозяйстве колонии-поселения.
Свинарник примерно на сто голов. Небольшая теплица задействована круглогодично. Весной здесь подрастает рассада, а сейчас – помидоры, огурцы и разная зелень. Огород, на котором выращивают помидоры и огурцы, свёклу и морковь, картофель и капусту. Ещё осуждённые обрабатывают девять гектаров земли за пределами колонии. Там выращивают сою, картофель и капусту. Первая идёт на продажу, остальное – в закрома.
В этом году колонисты со своего огорода собрали три с половиной тонны моркови, три тонны свёклы, восемь тонн картофеля. Засолили пятнадцать тонн капусты и шесть тонн огурцов. Сами столько не съедят – часть урожая готовят к отправке в столовые других исправительных учреждений на территории ЕАО.
– Подсобные хозяйства есть и в Будуканской, и в Бирской колониях, – рассказал начальник производственно-технического отдела УФСИН по ЕАО Олег ВОРОБЬЁВ. – В общей сложности в исправительных учреждениях области в этом году произведено более сорока тонн овощей на 1,3 миллиона рублей, семнадцать тонн свинины – на сумму около четырёх миллионов рублей. Пока что мы покрываем затраты на питание осуждённых примерно на четверть, но перед нами поставлена задача к 2020 году перейти на самообеспечение.
Работа по расширению подсобных хозяйств сейчас ведётся во всех исправительных учреждениях области. В Биробиджанской колонии-поселении в этом можно убедиться наглядно. Здесь сейчас возводятся две большие теплицы. Одна деревянная – 37 на 6 метров, другая металлическая – пятнадцать на девять.
– Это позволит нам выращивать больше помидоров и огурцов – в открытом грунте урожай не гарантирован, – говорит зам. начальника колонии-поселения – начальник центра трудовой адаптации осуждённых Артур ЕГОРОВ.
Банки с маринадами, которые показала Людмила Шабловская, пока что не основная продукция. Этих заготовок хватит только на своё учреждение. Но уже в следующем году здесь должен появиться консервный цех.
Подсобные хозяйства не только помогают разнообразить рацион, но и играют воспитательную роль. А кроме того – облегчают пребывание в колонии.
Евгения ЕНЮТИНА я встретил в теплице, когда тот подвязывал огурцы. Юрист. Осуждён по 159-й статье, за мошенничество. Жена и дети живут в Хабаровске и при удобном случае навещают его.
– Но пребывание вдали от семьи всё-таки угнетает, – признаётся Евгений Николаевич. – А физический труд отвлекает от грустных мыслей. Тем более что работа на земле мне знакома по даче.
Александр ПРОСВЕТОВ – коллега и подельник Енютина – сейчас трудится на возведении деревянной теплицы.
– Колония всему научит, – шутит он. – А за делом время летит быстрее.
Обоих юристов суд приговорил к трём годам пребывания в колонии-поселении. Прошла только половина срока, но осужденные, возможно, в ближайшее время вернутся в семьи. Они подали ходатайства на условно-досрочное освобождение. У администрации колонии-поселения возражений нет.
Михаил КЛИМЕНКОВ