Шестого дня месяца сивана в 2448 году от сотворения мира (1512 год до н. э.) евреи получили Тору
БИРОБИДЖАН, 24 февраля, «Город на Бире» – После откровения на Синае, Б-г заповедует народу Израиля серию законов. Первый из них касается раба-еврея. Спустя шесть лет службы, раб может уйти от своего хозяина без выкупа. «А если была у него жена, выйдет и жена вместе с ним. Если господин его даст ему жену и та родит ему сыновей или дочерей, жена и её дети останутся у господина, а раб выйдет один». Если раб захочет остаться, то хозяин должен в присутствии судей проколоть ему ухо шилом.
КНИГА II. Шмот (Книга Исхода)
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Мишпатим (И вот законы…)
Если человек продал свою дочь в рабство, то «не выйдет она на свободу так, как выходят рабы». Хозяин должен предоставить ей шанс выкупить себя, а чужому продать он её не вправе. «А если он предназначит её сыну своему, то должен поступить с ней по закону, как с дочерью Израиля». Если хозяин женится на другой, то он не должен лишать первую жену пищи, одежды и супружеской близости. «А если он трёх этих вещей не сделает для неё, то выйдет она даром, без выкупа».
Евреям даются законы о наказаниях за умышленное убийство и причинение смерти по неосторожности. В первом случае преступнику грозит смерть, во втором – «в место, которое я тебе назначу, пусть бежит он».
«И тот, кто ударит отца своего и мать свою, предан будет смерти. И тот, кто похитит человека и продаст его – а похищенный находился в руках его – будет предан смерти. И проклинающий отца своего и мать свою будет предан смерти». Также здесь даётся целый комплекс законов гражданского права о возмещении ущерба в самых разных ситуациях, о предоставлении займов, ответственности за вверенное имущество. Например, если человек побьёт своего раба и тот скончается, то хозяин понесет наказание. А если раб после этого проживёт ещё день или два, «то не надо наказывать его, ибо раб – его деньги».
«И если обольстит человек девушку необручённую и ляжет с ней, то должен дать ей приданое и взять её в жены. Если отказывается её отец выдать её замуж за него, то да отвесит тот серебра столько, сколько дают в приданое девушке». Есть и совсем специфические законы. «Колдуньи не оставляй в живых!», «Всякий скотоложец да будет предан смерти», «Приносящий жертвы идолам да будет истреблен – только лишь Б-гу следует служить». Или вот, например, законы об урожае в земле Израиля: «Шесть лет засевай землю твою и собирай плоды её. А седьмой – оставляй её в покое, не трогай её, чтобы питались неимущие из народа твоего, а остатком после них питались звери полевые».
«Остерегайтесь нарушить всё, что я сказал вам, и имени других богов не упоминайте – да не послышится оно из уст ваших. Три раза в году справляйте праздники, посвященные мне». И далее даются законы соблюдения сезонных праздников, связанных с выходом из Египта и жатвой первого урожая. А ещё первые законы соблюдения кашрута, запрет на смешивание мясного с молочным и заповедь о молитве. В общей сложности глава «Мишпатим» содержит 53 заповеди: 23 предписания и 30 запретов.
Б-г в свою очередь даёт обещание, что приведёт народ Израиля в Святую землю, и запрещает им перенимать языческие обычаи её нынешних обитателей. «И пришёл Моше, и пересказал народу все слова Б-га и все законы; и отвечал весь народ в один голос, и сказали: «Всё, что сказал Б-г, исполним!»
Вс-вышний велит Моше подняться на гору Синай и получить «скрижали каменные, и Тору, и заповедь, которые я написал для наставления народа». Моше остается там на сорок дней и сорок ночей.
Время зажигания субботних свечей
Пятница, 24. Февраль, 2017 (28. Шват, 5777). Зажигание свечей в 18:25.
Суббота, 25. Февраль, 2017 (29. Шват, 5777). Исход Шаббата в 19:32.
Во время зажигания субботних свечей произносится молитва:
Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэр Шель Шаббат Кодеш.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Священной Субботы.
Рубрику ведёт Вера КРАВЕЦ