Шестого дня месяца сивана в 2448 году от сотворения мира (1512 год до н. э.) евреи получили Тору
БИРОБИДЖАН, 1 сентября, «Город на Бире» – Из 613 заповедей Торы 74 содержатся в главе «Тецэ».
КНИГА V. Дварим (Второзаконие)
ГЛАВА Шестая. «Тецэ» («Когда выйдешь»)
Первая касается возможности заключить брак с женщиной, попавшей в плен во время войны. Изначально такой брак рассматривается как крайне нежелательный, разрешённый лишь для того, чтобы воин не преступил закон, не справившись с соблазном. Но Тора обязывает отодвинуть это событие как минимум на месяц, в надежде, что за это время взгляды мужчины могут измениться. Для этой же цели пленница должна снять красивую одежду, все украшения, состричь волосы и ногти. «И пусть сидит в доме твоём и оплакивает отца своего и мать свою месяц, а затем войдешь к ней и станешь мужем её, и она будет тебе женой». В случае, если через месяц желание быть с пленницей угаснет, мужчина должен отпустить её, не издеваясь и не продавая женщину в рабство, «ибо принудил ты её».
Моше говорит, что получение наследства не может зависеть от прихоти родителей, от их любви или нелюбви к детям, а также от их взаимоотношений. В случае, если у человека две жены, одну из которых он любит больше, не в его власти дать двойную долю наследства первенцу этой женщины. Он также не может лишить кого-либо из сыновей наследства исключительно по своей прихоти. Мудрецы Талмуда считают, что, если бы в Торе не были заранее оговорены права на наследство, раздел имущества родителей всегда был бы источником бесконечных ссор и распрей.
Буйного и непокорного сына, который не считается с авторитетом родителей и не испытывает трепета перед Вс-вышним, по закону нужно привести в суд, который, расследовав все обстоятельства, должен вынести решение о его дальнейшей судьбе. Худший вариант описан в Торе: «И пусть закидают его все люди города камнями, и пусть умрет он; искорени же зло это из среды твоей, и весь Израиль услышит и ужаснётся». Но многие из мудрецов Талмуда говорят, что такое страшное наказание ни разу не применялось на практике, а было дано в назидание, чтобы подрастающее поколение задумалось о своих действиях.
Если человека приговорили к смертной казни за какое-то преступление, вступает в силу закон об уважении к телу казненного: «Не оставляй труп на ночь на дереве, но погреби его в тот же день, ибо поругание Всесильного повешенный, не оскверняй же земли твоей, которую Б-г, Всесильный твой, даёт тебе в удел».
Также Моше говорит еврейскому народу о законе, определяющем правила возвращения имущества и границы этой важной обязанности, возложенной на каждого еврея, независимо от его социального положения. Всякую потерянную вещь нужно вернуть владельцу, нельзя проходить мимо. Также евреи обязаны отпустить дикую птицу, сидящую на яйцах или выкармливающую птенцов. На домашних это правило не распространяется.
Целый ряд законов Торы связан с мерами предосторожности, чтобы имущество еврейской семьи не стало причиной несчастного случая. Так, при строительстве дома на его крыше нужно обязательно сделать перила: «Чтобы не пролилась кровь к доме твоём, если упадет кто-нибудь с неё».
В главе «Тецэ» описываются судебные процедуры и наказания за прелюбодеяние, изнасилование или соблазнение незамужней девушки и за ложное обвинение мужем своей жены в супружеской неверности. Здесь же дается список людей, которые по разным причинам не смогут войти в общину сынов Израиля. Еврейскому народу запрещено наживаться на бедственном положении ближнего, то есть ссужать ему деньги под проценты. Но если человек берёт деньги для получения выгоды, то не возбраняется потребовать процент от прибыли. Также в главе даются основные законы о разводе, освобождении от военной провинности, мера ответственности для похитителя людей.
«Не искажай закона для пришельца, сироты, и не бери в залог одежды вдовы. И помни, что рабом был ты в Египте, и выкупил тебя Б-г, Всесильный твой, оттуда; поэтому заповедую я тебе делать это».
Глава завершается повелением помнить, «что сделал тебе Амалек в пути, по выходе твоём из Египта».
Время зажигания субботних свечей
Пятница, 1. Сентября, 2017 (10. Элул, 5777). Зажигание свечей в 19:33.
Суббота, 2. Сентября, 2017 (11. Элул, 5777). Исход Шаббата в 20:38.
Во время зажигания субботних свечей произносится молитва:
Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэр Шель Шаббат Кодеш.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Священной Субботы.
Рубрику ведёт Вера КРАВЕЦ