В педагогическом составе 11-й биробиджанской школы – 50 человек, и только у трёх из них стаж работы менее пяти лет. Молодые учителя не хотят идти в школы. Анастасия Вялкова – редкий образец обратного: и педобразование получила осознанно, и на рабочем месте закрепилась. К сожалению, таких, как она, единицы.
БИРОБИДЖАН, 31 июля, «Город на Бире» — Сейчас у наших школьников золотая пора. Экзамены все позади, а до начала нового учебного года ещё целый месяц. Как тут не радоваться жизни?! Довольны и учителя. Июль – август для них – время положенных отпусков. Но вот директорам школ, а также чиновникам от образования расслабляться недосуг.
Глазом моргнуть не успеют, как молодёжь снова вернётся за парты. И надо не только успеть навести порядок в классах, но и, главное, войти в новый учебный год с полным штатом педагогов. Нелепый, знаете ли, выйдет старт, если изначально в одной школе не будет «англичанки», а в другой отменят уроки химии.
КАДРОВАЯ проблема ощущается даже в областном центре, что уж говорить про отдалённые сельские школы. Так, например, объявление о вакансиях в нашей газете разместило руководство биробиджанской школы № 11. И требуется там не один какой-то определённый предметник, вдруг выбывший из строя, а несколько педагогов разом. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Александра СТРЕБКОВА объяснила, почему сложилась такая ситуация и в каких учителях одиннадцатая школа нуждается.
– Если считать и совместителей, то в нашей школе работают пятьдесят учителей. Однако в этом году у нас увольняется учительница физкультуры Нина Кирилловна Кириллова, и поэтому нам требуется физрук. У нас увеличилось количество классов в среднем звене. Из начальной школы второй год подряд выходят четыре пятых класса (раньше их было по три), поэтому нам требуется ещё один учитель русского языка. Учительница английского языка ушла в декрет, а другая уволилась – соответственно, нужны и эти специалисты. И ещё нужен человек, который преподавал бы технологию. Раньше этот предмет помимо профильного педагога вёл ещё и совместитель, но теперь это место освободилось. В прошлом учебном году у нас уволился Вячеслав Владимирович Тетюев, он назначен директором первой гимназии. Его часы раскидали, но в будущем учебном году нужен новый преподаватель истории и обществознания.
Из контекста следует, что на данный момент школа довольно остро нуждается в учителях. Однако и не скажешь, что старая гвардия оставляет службу по каким-то веским причинам вроде низкой зарплаты или конфликтов в коллективе. Обычные рядовые причины отставки. Хуже, что желающие заменить их на боевом посту в очередь не выстраиваются.
– Да, молодых учителей у нас в школе немного, – признала Александра Николаевна. – Две выпускницы нашего ПГУ работают учителями начальных классов. Одна – два года, другая – три. В этом году мы ещё взяли учительницу истории, тоже местную выпускницу. В школу сейчас молодые специалисты идут неохотно. Все студенты приходят на практику, а возвращаются на работу считаные единицы. Кто-то вообще никогда не планировал идти работать учителем и лишь получает высшее образование. Другие попробовали свои силы – не понравилось. Неместные обычно возвращаются по домам. И, что важно, молодых специалистов нередко не устраивает начальная зарплата. На первых порах большую нагрузку не берут, и она не дотягивает даже до двадцати тысяч рублей. Не все готовы за такие деньги идти работать в школу.
АНАСТАСИЯ ВЯЛКОВА – одна из упомянутых молодых педагогов одиннадцатой школы. Её вербовать не пришлось: едва девушка окончила вуз, как сама пришла с документами устраиваться на работу.
– Учителем я хотела быть всегда, и когда побывала на тут практике, только укрепилась в своём желании. Тут очень хорошие дети, замечательный коллектив. Я ещё даже диплом не получила, а уже договорилась, что меня сюда возьмут учителем младших классов. Работаю три года и, в принципе, всем довольна. Конечно, хотелось бы денег получать побольше, но, думаю, позже, с опытом, начнёт расти и моя зарплата. Уходить с работы я не собираюсь и надеюсь, что проработаю тут ещё долго.
ДРУГАЯ моя собеседница – та самая Нина Кириллова, которая многие годы преподавала воспитанникам 11-й школы физкультуру. Она тоже считает педагогику своим истинным призванием, но, увы, вынуждена освободить своё место для кого-то другого. Женщина уже лет десять как числится пенсионеркой, понятно, что в её годы нормативы и подвижные игры даются тяжеловато.
– Школу я очень люблю и, наверное, буду скучать по урокам, по своим детям, по коллегам, – откровенничает Нина Кирилловна. – Коллектив тут замечательный! Но ухожу. А куда денешься?! Возраст... Уже устала. Буду заниматься дачей, какие-то хозяйственные заботы есть всегда. С родными общаться стану чаще.
К сожалению, пенсии рядовых россиян шиковать не позволяют, позволяют только выживать. И педагоги не исключение, удалившись от дел, они тоже затягивают пояса. Нина Кирилловна этот минус заслуженного отдыха прекрасно осознаёт, но не готова ради финансового благополучия тянуть лямку до гробовой доски. Почёт и уважение этому педагогу. Жаль только, что освободившееся «свято место» пока никем не занято.
В ДРУГИХ биробиджанских школах кадровая диспозиция чуть лучше, но тоже далеко не идеальная. Где-то срочно нужен химик, где-то историк. Общую картину по означенной проблеме мне обрисовала начальник городского отдела образования Ольга ИГРАШКИНА:
– Кадровая проблема в школах стоит довольно остро. Причём это касается почти всех регионов России. В Биробиджане больше всего не хватает учителей русского языка и литературы, двенадцать ставок свободно. Физической культуры – четыре ставки. Начальных классов – 3,7. Истории – 3,6. Биологии – три. Математики – три. Английского языка – 2,6.
Географии – 2,3. Технологии – две. Химии – 0,4 ставки. Но хочу обратить внимание: несмотря на вакансии, нет ни одной школы, где из-за отсутствия учителя не вёлся бы тот или иной предмет! В нынешних условиях учителя работают, как правило, больше, чем на одну ставку, так что есть кому вести занятия. Либо внутри школы между учителями перераспределяется нагрузка, чтоб закрыть часы, либо приходят учителя-совместители из других школ.
Ольга Павловна отметила, что до начала нового учебного года ещё больше месяца, и в этот период в школы традиционно приходит пополнение из числа вчерашних выпускников педагогических вузов. И даже есть некоторые договоренности с молодыми специалистами. Кто-то уже устроился, кто-то должен занести документы в отдел кадров буквально со дня на день. Обычно по разным причинам из биробиджанских школ уходят ежегодно по два-три учителя. Но столько же и приходят перед началом нового учебного года.
ЖАЛОВАНИЕ молодых педагогов действительно весьма скромное. Но Ольга Играшкина заверила, что с 2014 года в Биробиджане работает особая программа. Если с муниципалитетом заключить специальный трудовой договор, то можно будет на два года получить прибавку к учительской зарплате в десять тысяч рублей ежемесячно. На эти цели в городском бюджете предусмотрены почти два миллиона рублей, и 16 человек доплату уже получают. Студенты, изъявившие желание после выпуска устроиться в одну из биробиджанских школ, получают надбавку к стипендии – три тысячи рублей. Предусмотрена такая мера поддержки молодых учителей, как компенсация за аренду жилья – три с половиной тысячи рублей в месяц. Правда, трудовые договорённости лучше не нарушать и полностью отработать срок, указанный в документах. Иначе мэрия потребует вернуть все деньги, полученные по льготе.
В общем, пока выкручиваемся, и вряд ли очередной учебный год ознаменуется какой-нибудь уж очень запоминающейся в этом плане неприятностью. Но всем было бы спокойней, окажись желающих занять в школе «свято место» несколько больше.
Евгений СТЕПАНОВ