В Биробиджане прошли VI Иннокентьевские чтения. Тема конференции – «Государство, общество, церковь в истории России и Дальнего Востока».
Научно-практическая конференция, посвящённая памяти великого русского святителя, миссионера, выдающегося деятеля науки и культуры митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки Иннокентия (Вениаминова), впервые прошла в Биробиджанской епархии в марте 2006 года. С тех пор это мероприятие проводится ежегодно и приурочивается ко дню рождения и дню канонизации святителя.
О том, что Владивосток (имея в виду весь российский Дальний Восток) – город «нашенский», заявлял не только Ленин. Закрепление этой обширной, но малонаселённой территории за Россией, начатое в XVIII веке, было заботой всех правителей государства. Периодически предпринимались практические меры, стимулирующие переселение сюда из западных регионов. Однако энтузиазм, не подпитываемый из Москвы, вскоре затихал. Потому и сегодня Дальний Восток остаётся регионом с огромным, но пока ещё мало реализованным потенциалом. И поныне в экономическом отношении это глухая провинция, за последние 20 лет даже заметно отступившая с завоёванных ранее позиций. А если и есть прогресс в какой-то сфере, то, в первую очередь, это возрождение православия.
К концу ХХ века, после длительной борьбы советской власти с религией, казалось, что жители этих глухих мест никогда не вернутся к исконной вере своих предков. Немногочисленные приверженцы православия могли отправлять свои религиозные потребности в постепенно ветшающих церквях, сохранившихся лишь в нескольких крупных по нашим меркам городах. Целые районы и даже области вообще не имели ни одного храма.
ЕАО – самый яркий тому пример. Её советско-партийное руководство, отсчитывавшее историю с 1934 года, времени принятия постановления ВЦИК об образовании автономии, с гордостью заявляло, что на территории области нет и никогда не было никаких религиозных храмов – ни православных, ни иудейских. Однако, как свидетельствуют впечатляющие цифры и факты, приведённые во вступительном докладе епископом Биробиджанским и Кульдурским ИОСИФОМ, это не так. История нашей области неотрывно связана с историей освоения всего Дальнего Востока. И что важно – плечом к плечу с первыми мирными русскими колонизаторами шли и православные миссионеры. Приобщение коренных языческих народностей – от Иркутска до Аляски – к Христовой вере не было насильственным, что определялось в огромной мере личностью Святителя Иннокентия.
Заветы отца строго соблюдал и сын апостола Сибири и Америки отец Гавриил (Вениаминов). О его деятельности подробно рассказал кандидат богословия, епископ Уссурийский ИННОКЕНТИЙ, долгое время занимающийся научным исследованием жизни этого священника. Отец Гавриил, его соратники, а затем и последователи открывали школы, больницы, занимались культурным просвещением местных народностей. Но, конечно, их первейшим долгом было духовное окормление верующих и возведение молитвенных помещений. Постепенно практически во всех поселениях были построены храмы или часовни. Не являлась исключением и территория будущей ЕАО. Она входила в состав Благовещенско-Приамурской епархии, и по архивным материалам установлено, что к началу 20-х годов XX века здесь было 24 православных храма и походных церкви, 22 часовни.
Существенный толчок к развитию Дальнего Востока дало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. К её началу было приурочено путешествие наследника престола Николая, будущего императора России, совершённое в 1891 году. Этому значимому событию на конференции посвятили несколько докладов. Профессор Института истории, философии и культуры ДФУ Елена ПОПРАВКО рассказала о пребывании цесаревича во Владивостоке, где он участвовал в молебне по случаю начала строительства восточной части магистрали и назвал это событие «деянием, связующим нас». Пышные и торжественные мероприятия проходили и в Благовещенске, где цесаревич тоже пробыл несколько дней. Интересные подробности участники конференции узнали из доклада начальника отдела по связям с общественностью управления внутренней политики Амурской области Натальи ПЕСТРЯК.
Менее задокументировано, а потому и известно, посещение цесаревичем и его свитой станицы Екатерино-Никольской, расположенной на территории нашей области. Однако в последнее время, благодаря краеведческой работе группы школьников, возглавляемой преподавателем информатики Амурзетской средней школы Юрием АБРАМОВЫМ, собраны основные факты об этом важном для истории не только села, но и всей автономии событии. Будущий император участвовал в богослужении местной церкви. Путь к ней екатерино-никольские казачьи жёны в тот день устлали расписными платками. Храма давно нет, недавно на его месте был установлен поклонный крест. Зато сохранился добротный дом, принадлежавший священнику. В нём позже расположились почта и библиотека, но его до сих пор называют «дом попа».
Преподаватель информатики Амурзетской средней школы Юрий АБРАМОВ |
Юрий Абрамов выступил на конференции с ещё одним интереснейшим докладом. Он рассказал об истории школ в Благословенном. Это село Октябрьского района было основано в 1871 году корейцами, бежавшими с родины и получившими право поселиться на Амуре. Но история села тесно связана с историей православия на Дальнем Востоке. Беженцы добровольно и охотно крестились. Очень быстро Благословенное превратилось в одно из самых культурных сёл Приамурья. Достаточно сказать, что перед Октябрьской революцией здесь было четыре школы, в которых обучались сотни детей.
В 1937 году обрусевших и поголовно православных корейцев изгнали из родного села. Многие из них погибли в гулаговских концлагерях. Впрочем, к тому времени была подвергнута жестоким репрессиям и вся Русская православная церковь. О том, как это происходило, на примере придуманной владивостокскими чекистами «религиозной контрреволюционной организации» рассказала профессор кафедры культурологии ДФУ Светлана ДУДАРЁНОК. Группа православных, поверившая в провозглашённую Конституцией СССР свободу вероисповедования и собиравшаяся для молитв в одном из домов, была обвинена в антисоветском заговоре. Неграмотным в большинстве людям приписали агитацию, пропаганду и намерение свергнуть государственную власть. Некоторых расстреляли сразу после заседания так называемой «тройки», остальные погибли в лагерях.
Лёгкие послабления в отношении церкви, которые вынуждены были допустить советские правители в годы Великой Отечественной войны, после Победы сменились новыми репрессиями. Не прекратились они и после смерти Сталина, даже приобрели новый виток во внешне менее жёстких, но по сути репрессивных действиях во время разнузданной хрущёвской атеистической пропаганды. О том, как она проводилась и какие последствия имела, рассказала доцент кафедры культурологии ДФУ Мария СЕРДЮК. И тем не менее РПЦ уцелела, а с 1988 года стала стремительно возрождаться. Празднование 1000-летия крещения Руси показало необходимость этого института для общества. Не стал исключением и Дальний Восток. Из докладов епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа и доцента Благовещенского филиала НОУ ВПО Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы Оксаны ФЕДИРКО участники конференции узнали о достижениях РПЦ на этой обширной территории. В настоящее время от Камчатки и Сахалина до Якутии действуют девять епархий. Каждый год освящаются новые храмы, часовни, число прихожан неуклонно растёт. Русская православная церковь становится одним из авторитетнейших общественных институтов.
Тем важнее понять, на какие аспекты нашей жизни может влиять церковь. Это и стало главным направлением дискуссии, состоявшейся после прослушивания докладов. И она показала, что тема «Государство, общество, церковь» требует дальнейшего серьёзного осмысления. Споры были порой довольно ожесточёнными и касались разных аспектов проблемы. Как оказалось, далеко не прояснён ещё вопрос о причинах репрессий против церкви и организаторах террора. Только ли Сталин виноват в этом, как считают некоторые участники дискуссии, или агрессивное богоборчество было присуще марсксистско-ленинскому учению изначально? А, может быть, в том, что большевики легко захватили власть, повинна и Русская православная церковь, слишком тесно связанная с прогнившим (это надо признать) к началу ХХ века самодержавием? В какой мере современная РПЦ может сближаться с государством? Нужно ли ей выступать с принципиальной критикой действий властей? Разумеется, православным иерархам, как говорится, не по чину вступать в пустопорожние дрязги политических партий. Но, может быть, стоит высказывать своё мнение по некоторым важнейшим проблемам, волнующим народ? А если нужно, то в какой форме это должно осуществляться? И как доводить позицию церкви до паствы в условиях, когда большая часть центральных СМИ стала средством пропаганды «ценностей», далёких от христианства? Вопросов много, но уже то, что участники конференции пришли к мнению, что от решения этих «проклятых» вопросов зависит будущее российского государства, обнадёживает. Биробиджанские Иннокентьевские чтения – маленький, но очень важный шаг в осмыслении этой проблемы. И, как заявил, закрывая конференцию, епископ Иосиф, чтения будут несомненно продолжены.
Михаил КЛИМЕНКОВ, "ДИ ВОХ"