Дирижер Ольга Герасименко: «Я заставляю детей рисовать картины тембрами своих голосов, как художники кистью рисуют»


Ольга ГЕРАСИМЕНКО.

Как ранее сообщал «Город на Бире», в зале областной филармонии в рамках детского музыкального абонемента прошел концерт трёх коллективов: концертного хора и вокального ансамбля «Дольче» Хабаровского колледжа искусств, и образцового детского ансамбля «Весёлые нотки» хабаровской детской музыкальной школы №1. Всего в Биробиджан приехали более шестидесяти человек. Инициатором этих гастролей стала руководитель хора и ансамбля «Дольче» Ольга ГЕРАСИМЕНКО. Журналист «Ди Вох» узнал, что у Ольги были личные причины познакомить биробиджанцев с творчеством своих питомцев.

БИРОБИДЖАН, 28 марта, «Город на Бире» 

– Ольга, я знаю, что Биробиджан – ваш родной город.

– Да, здесь я родилась, училась в первой школе. И ещё – в музыкальной. И сегодня в зале были моя мама, подруги, а также мои любимые преподаватели Инна Леонидовна Шнайдерман, Ольга Леонидовна Вавилина, Раиса Николаевна Рева, Анна Анатольевна Осадчая, которых я всегда вспоминаю с огромным чувством благодарности. Это они привили мне любовь к музыке, к хоровому пению, и потому я после восьмого класса в 1992 году поступила в Хабаровское училище искусств. Сейчас это краевой колледж искусств, где я работаю. В училище я проучилась три года и 10 месяцев по специальности «руководитель хора». Но понимала, что надо получать высшее образование, и поступила в ближайшую консерваторию – Новосибирскую. Через пять лет с консерваторским дипломом вернулась в Биробиджан, пришла в музыкальную школу. Проработала в ней недолго, потому что родила сына. Но эти годы вспоминаю с особым теплом. Я преподавала сольфеджио, вокал, хор. У меня была группа очаровательных малышей, с ними мы готовились к областному конкурсу «Солнышко в ладонях», где заняли призовое место. От работы с детьми я получала огромное удовольствие.

Тогда же мне предложили возглавить хор во Дворце культуры. Ходили в него люди от мала до велика. Было сложно соединить молодые и взрослые голоса. Здесь я тоже получила огромный опыт. Но мне пришлось уехать в Хабаровск, куда перевели работать мужа. Я устроилась в свою альма-матер – колледж искусств.

– И вам сразу доверили руководить коллективами с давними традициями – концертным хором и ансамблем «Дольче»?

– Не сразу. Пришлось доказывать право на это, показать, что я умею. Когда я пришла в колледж, хор уже вела молодой и достаточно квалифицированный преподаватель. Нас поставили в паре: она делала свою программу, я – свою. Через год концертный хор доверили мне, а позже предложили руководить ещё и ансамблем «Дольче».

– В хоре поют только студенты или преподаватели тоже помогают?

– Только студенты отделений хорового дирижирования и сольного пения.

– Репертуар и хора, и ансамбля преимущественно классический. Как относится к нему молодёжь, с которой вы работаете?

– Прекрасно. Ведь это люди, которые любят музыку, учатся ей. Но репертуар у нас разножанровый. При выборе произведений я, конечно, в первую очередь ориентируюсь на свой коллектив. Я чувствую: это он примет, а это – не наше. Вообще хор – это такой единый организм, где у каждого своя функция, своя роль, свой голос. Сопрано – это воздух произведения, тенор – огонь, альты – полноводная река, а басы – земля. И если какой-то стихии нет, то хор уже не звучит полноценно. Нет той картины, которую мы должны изобразить. А я заставляю детей рисовать картины тембрами своих голосов, как художники кистью рисуют. На хоре они учатся пользоваться красками голоса, ведь в одно и то же произведение можно вложить разную интонацию. Я очень много работаю с ребятами над смыслом текста, будь это духовная музыка, светское сочинение или народная песня. Долго вчитываемся, вдумываемся. Понять замысел композитора, донести его до слушателя, добиться сопереживания – это главное...

– Судя по наградам, которые получили оба коллектива уже под вашим руководством, вам это удаётся. Участие в каких конкурсах наиболее запомнилось?

– Мне вспоминается наш самый первый конкурс. Это был 2007 год, я проработала в колледже всего полтора года, и мы пошли на Дальневосточный студенческий конкурс, проходивший в Хабаровске. Там были коллективы со всего Дальнего Востока. И мы взяли Гран-при! А вообще мы ежегодно участвуем в нескольких конкурсах в Хабаровске и не только. Самой значительной победой стало лауреатство в Международном конкурсе «Музыкальный Владивосток – 2012». Мы взяли вторую премию. Ансамбль «Дольче» больше выезжает, потому что в нём всего двенадцать человек. Он и был создан, чтобы представлять колледж, и побеждал на конкурсах в Москве, в Омске, в Арсеньеве. А в прошлом году участвовали в хоровом форуме в Македонии.

– На вашем концерте в Биробиджане зал филармонии был практически заполнен, что редко бывает на серьёзных концертах. А как в Хабаровске? Там всё-таки и музыкальный театр, и филармония. Где и при какой публике проходят ваши концерты?

– Наши сольные концерты в масштабах города бывают очень редко. Как правило, проходят они на родной сцене в колледже. В городе обычно мы участвуем в сводных концертах или на конкурсах, где исполняем два, три, максимум четыре произведения. Концерт в Биробиджане был для меня очень ответственным: предстояло выступать на сцене филармонии, в родном городе, где сидят в зале мои педагоги. Это очень сложно – держать такую большую программу на полтора часа.

В Хабаровск действительно приезжают замечательные коллективы: хор Сретенского монастыря, Амурская капелла. Но такие концерты тоже достаточно редки.

– За чей счёт эта поездка в Биробиджан? Привезти более шестидесяти человек не так просто.

– Сцену филармонии нам бесплатно предоставило её руководство в рамках детского музыкального абонемента. Автобус выделил директор колледжа Игорь Эдуардович Мосин. Когда я пришла к нему с идеей выступить в Биробиджане, он сразу поддержал её. В этом году у меня творческий юбилей – десять лет работы в колледже, хотелось отметить его в родном городе. К сожалению, за все эти годы из Биробиджана поступать к нам на дирижёрское отделение никто не приехал. Есть одна пианистка, один саксофонист и один гитарист из Биробиджана.

Кстати, на дирижёрское мы берём сейчас ребят даже без музыкального образования, лишь бы были природные музыкальные способности и желание учиться. У меня была студентка, которая не училась в музыкальной школе. Мы с ней прошли несколько серьёзных конкурсов, и сейчас она учится в Саратовской консерватории. А вообще мои студенты обучаются и в хоровой академии Попова, и в институте культуры в Химках. Сейчас у меня хороший первокурсник, которого я буду готовить в Московскую консерваторию. Так что этот концерт прежде всего профориентационный. Ну, и конечно, просветительский. Хочется, чтобы дети поступали к нам, а потом возвращались в Биробиджан, в область и организовывали хоры.

Беседовал Михаил КЛИМЕНКОВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1