Заместитель губернатора ЕАО газете «Ди Вох» о состоянии здравоохранения и путях его исправления
БИРОБИДЖАН, 25 июня, «Город на Бире» – Состояние здравоохранения в стране в целом и в ЕАО в частности всегда вызывало критику населения. Порой несправедливую, но зачастую вполне обоснованную. Однако в последнее время всем, кто соприкасается с этой сферой, ясно: «неладно что-то в этом королевстве». Чтобы попасть на приём даже к терапевту поликлиники, нужно ждать несколько дней. О неблагополучии свидетельствует и тот факт, что за несколько лет один за другим сменились четыре начальника управления здравоохранения. О том, что предпринимают власти для исправления ситуации, наш корреспондент побеседовал с заместителем председателя правительства ЕАО Еленой ЛАГОШИНОЙ, курирующей социальный блок.
– Елена Валерьевна, вы человек новый в правительстве ЕАО и можете пока говорить прямо. Какова, на ваш взгляд, ситуация в здравоохранении области?
– Тяжёлая. Сегодня в финансировании системы здравоохранения огромная дыра. Причём появилась она не сегодня, а в предыдущие годы, и всё время расширялась и углублялась. И отчасти потому, что на эту сферу в бюджете закладывалось меньше средств, чем она требовала. Даже в самые «жирные» годы – 2007-2008-й. Нужно добиваться увеличения финансирования, доказывать это, чем сейчас и занимается губернатор. Но надо принципиально менять и структуру этого органа.
Когда мы стали рассматривать обязанности сотрудников управления, то увидели, что там отсутствовало элементарное: распределение обязанностей, координация действий, контроль за исполнением поручений. Смешно, но у одного из замов в обязанностях был прописан контроль за исполнением проекта «Здоровье», который закончился несколько лет назад. Новая структура управления выстроена очень жёстко. Мы оставили из четырёх замов только двух, которые будут курировать один экономический, другой лечебный блоки. Вопросы правового, кадрового, организационного управления, а также закупок будут замыкаться непосредственно на начальника управления. Конечно, построение такой системы находится пока на начальном этапе.
– Заставить чиновников от медицины работать продуктивно – задача, конечно, важная, но с бедняка и спрос невелик. А в отношении системы здравоохранения ЕАО есть мнение, что она далеко отстала от современных требований.
– И оно не во всём справедливо. Между прочим, ЕАО – один из немногих субъектов Федерации, который сохранил сеть медицинских учреждений в полном объёме. Многие, в том числе соседи по Дальневосточному округу, очень жёстко сокращали центральные районные больницы, амбулатории, ФАПы и сегодня испытывают серьёзные трудности по оказанию медицинской помощи населению. Однако и та система, которая есть у нас, требует существенной коррекции.
Возьмём, например, Облученскую больницу. Выстроено великолепное огромное здание, но используется оно не полностью. А от того, сколько в нём пролечено человек, зависит финансирование. Между тем в этой больнице есть целое отделение водолечения. Это великолепный реабилитационный центр, который до сих пор не работает. Нет врача. Не хватает средств, чтобы запустить оборудование.
– И что можно сделать в условиях скудного финансирования?
– Использовать механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП), когда привлекаются частные инвесторы. Они могут взять часть имущества в аренду.
– То есть добавятся платные услуги.
– Не обязательно. Инвестор может получить финансирование через ФОМС, и лечение в этом комплексе будет осуществляться бесплатно, по полису. Между прочим, это не досужие фантазии. Сегодня желающие уже есть. Они готовы взять на себя организацию работы водолечебного отделения, обучение специалистов и даже, возможно, подвоз лечебной воды из Кульдура. Их проекты сейчас изучаются.
Вообще ГЧП сейчас очень актуальная тема, и мы рассматриваем различные варианты его применения в системе здравоохранения. Распоряжением губернатора создана рабочая группа, куда входят специалисты отрасли, ФОМСа, экономических ведомств, представители общественности. Все предложения рассматриваются в комплексе: кто и какие услуги будет оказывать, какие средства вкладывает, насколько это будет рентабельно. Представители комитета госимущества рассчитывают оптимальную ставку аренды и т. д. Только после этого заключается договор ГЧП, за исполнением которого будем строго следить. Это новые подходы, но если мы не будем их искать, просто не выживем.
– Разумность этих новшеств я понимаю. Но знаю, что у нас катастрофически не хватает фельдшеров, врачей. Можно рисовать хорошие схемы, но кто их будет осуществлять?
– Да, кадры – это один из главных вопросов. Поэтому выпускники медицинских вузов сегодня нарасхват. И чтобы завлечь их, нужно предложить им что-то, что их заинтересует. У нас предусмотрены законодательством меры поддержки врачам, приезжающим в автономию: подъёмные, оплата аренды жилья, доплата за квалификацию и т. д. Но этого недостаточно. Нужна программа по обес-печению медработников жильём. Что-то уже делается. На днях бригада облздрава выезжала в Ленинскую ЦРБ. Там сейчас новый главный врач, он сказал, что к нему готов приехать специалист, но нужна квартира. При этом разговоре присутствовал глава района. Он тут же заявил, что квартиру из муниципального фонда выделят. Но нужно строить целевое жильё для медработников.
– Сомневаться в этом не приходится, но сколько примерно квартир нужно?
– Для врачей – порядка 150. Понятен ваш скепсис. Они сразу не появятся. Но приступать к этому нужно. Мы рассматриваем такую возможность на следующий год, посмотрим на возможности бюджета.
– А что делать сейчас в условиях острого дефицита кадров?
– В качестве временной меры у нас есть договорённости с хабаровским медицинским университетом. Первая: нам направят на практику большую группу студентов старших курсов. Конечно, это ещё не дипломированные врачи, но тем, кто работает, они облегчат жизнь. Второе – это интерны. Они уже могут работать как полноценные фельдшеры и закроют вакансии. Наша задача – обеспечить их жильём. В Биробиджане проще: можно предоставить места в общежитиях. Что касается тех, кто будет работать в сёлах и посёлках, мы рассчитываем на помощь глав районов. Они тоже могут предоставлять жильё. Наконец, к нам должны вернуться выпускники, которые учились по целевому набору.
– А они возвратятся?
– В этом году должны вернуться 11 человек. Вообще, в среднем по России процент возврата 64, у нас меньше – примерно половина. Мы сейчас говорим с главными врачами, чтобы они добивались возврата своих целевиков. Активно ведут такую работу областная больница, Смидовичская. У нас есть своё преимущество по сравнению с другими субъектами Дальнего Востока: маленькая компактная территория. Нет отдалённых труднодоступных территорий, до которых только самолётом можно долететь. У нас скорая помощь добирается до любого пункта не более чем за полтора часа.
– Вернёмся к тому, с чего начали: проблеме руководства областным здравоохранением. Вы сейчас ищете нового начальника, но прежде чем предлагать кому-то эту должность, стоит понять, почему ушли предыдущие...
– Я не хочу давать какие-то оценки. Если они решили, что это не их дорога, надо это решение просто принять.
– Вообще-то эти увольнения были не совсем добровольные...
– О трёх предыдущих не могу говорить... Вообще, тот, кто идёт на это место, должен иметь чёткое представление, как преодолеть тяжёлую ситуацию, в которой находится отрасль. При этом ему нужна команда, которая будет осуществлять эту программу. А такой команды, надо признать, сейчас нет. Поэтому человек, который ищет просто тёплое местечко, сюда не годится. И собрать такую команду готово помочь правительство. На сегодня у нас есть несколько кандидатур на должность начальника управления. Мы ведём собеседования, проводим консультации.
– Это люди все пришлые?
– Мы рассматривали несколько кандидатур из тех медработников, которые сейчас работают в области, но они все отказались. Сегодня рассматриваются кандидатуры не из области. Правда, двое из них когда-то работали в ЕАО, знают её. Мы с ними говорили, они пока думают.
– Какие самые общие требования к кандидату?
– В первую очередь, у него должен быть опыт управленческой работы. Без выстраивания чёткой структуры руководитель отрасли порядка не наведёт. Второе: он должен понимать систему финансирования в здравоохранении. И, конечно, у него должен быть опыт работы в этой очень специфической отрасли.
– Елена Валерьевна, недавно прошла информация, что в управлении здравоохранения автономии якобы были так называемые золотые парашюты. Не очень понятно, кому они достались. Вы можете прокомментировать эти слухи?
– Не знаю, о чём речь. Какой может быть «парашют» в государственной системе? Могут быть какие-то компенсации, например, за неиспользованный трудовой отпуск. Но назвать их «золотым парашютом» вряд ли можно. Могу сказать, что в правительстве области никакие премии не выплачиваются уже в течение года. По крайней мере, в тех ведомствах, которые курирую я. И ещё: раньше тем, кто занимал государственные должности правительства области, были предусмотрены дополнительные выходные пособия. Но в апреле законом ЕАО эти выплаты отменены.
Беседовал Михаил КЛИМЕНКОВ