Приказом Министерства образования и науки РФ из федерального перечня школьных учебников вычеркнут учебно-методический комплект «Гармония». Кто вздохнул с облегчением, а кто заволновался, выяснял корреспондент «Ди Воx»
БИРОБИДЖАН, 21 марта «Город на Бире»
Квадрат суммы
Ежегодная промежуточная аттестация и единый государственный экзамен заставляют седеть и без того замороченные учительские головы. А факт отмены уже привычного УМК «Гармония» и вовсе внёс смуту как в учительское, так и в родительское сообщество. Если «Гармонию» когда-то приняли и активно внедряли, значит, она соответствовала требованиям государственного стандарта. Зачем тогда отказываются? Через десять лет вдруг выяснилось, что система несовершенна? Куда смотрели, когда принимали? И что делать учителю, выпустившему два поколения «гармоничных личностей»? Куда девать наработки, конспекты уроков, которые только-только начали получаться как надо?..
Ещё одно мнение, которое, наряду с мнением трудящихся педагогов, почему-то не стремится учитывать в принятии решений министерство образования, – это мнение родителей. Так или иначе, но основные учителя ребёнка по жизни – это мама и папа. И учатся они вместе, уж в начальной-то школе точно. А как помочь ребёнку разобраться с заданием, если ты сам, будучи неглупым родителем, не понял его вовсе?.. И ведь так сплошь и рядом.
Учебный год ещё не закончился, а Ольга ЗУБОВА, мама двух детей, вся изнервничалась.
– Моя старшая дочка уже в шестом классе. В этом году в первый класс пойдет сын. Что думать, чего ждать – не знаю. Мы с «Гармонией» мучились всей семьей. Вот как сейчас помню: сидим на кухне я, муж, бабушка и сонная дочка и задачку про арбузы решаем. Спорили, чуть не до драки иной раз. И так по всем предметам. Только вроде разделались, так сына в школу надо собирать. И «Гармонию» не хочется, и страшно, а вдруг что похуже будет. Это же наказание какое-то, а не учёба!
Мама двух сыновей Ирина ИСАЕВА тоже не в восторге от «Гармонии».
Сделать домашнюю работу без мамы у Максима Исаева редко получается.
– Один из сыновей учился по «Перспективе» – я не знала проблем. Задания сформулированы чётко, учили счёту в столбик. Второй ребёнок учится по «Гармонии». Это кошмар, а не программа! Хорошо, что у нас учительница есть знакомая, она нам задания из учебника «Гармонии» на русский язык «переводит». И среди родителей нашего класса очень много тех, кто недоволен этой программой. Давно пора заменить её более понятной.
Теория Дарвина
Структура урока в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, по которой последние несколько лет учатся наши младшие школьники, направлена, по идее, на то, чтобы дети умели сами сформулировать тему урока, сделать выводы и поставить промежуточные задачи. Формы, по которым приходится работать учителям, в том числе и по УМК «Гармония», часто показывают прямо противоположные результаты...
При переводе в среднее звено класс либо коллективно владеет всеми навыками для дальнейшего обучения, либо нет. В последнем случае роль педагога, его ответственность, возрастает в разы.
Возьмем, к примеру, русский язык. В том же пятом классе от детей требуется уметь читать 110 слов в минуту, определять падежи, окончания глаголов, а также успевать исписывать одну третью страницы в течение урока. Валентина СТЕПАНЯН, учительница русского языка и литературы с сорокалетним стажем, уверяет, что каждое последующее поколение детей, приходящих в пятый класс, с этой нормой справляется всё хуже:
– Детям в большинстве своём с каждым годом труднее учиться, несмотря на то что в средней школе программа традиционная. В начальной школе в рабочих тетрадях они вставляют буквы и описывают мир глазами кузнечика, вместо того чтобы отрабатывать навыки письма. Это большой минус рабочих тетрадей и всех современных программ. Если мы хотим, чтобы дети росли мыслящими, не надо изобретать велосипед. Достаточно вернуть старую программу и наладить образование студентов педвузов таким образом, чтобы потенциальные учителя владели универсальным набором знаний и навыков для работы. Тогда любая программа будет доступной для большинства.
За отмену «Гармонии» ратует и семейный психолог Ольга ЕРЕМЕЕВА:
– Xорошо, что её отменяют. Она достаточно сложна для детей. Практически каждый день мы сталкиваемся с тем, что к нам приходят родители с жалобами на тревожность ребёнка, связанную с проблемами в обучении, низкую самооценку, страхи. Разумеется, нельзя сказать, что во всём виновата «Гармония», но процент детей, обучающихся по ней и находящихся в постоянном стрессе, достаточно велик. Она доступна далеко не каждому ребёнку из-за интенсивного темпа и организации самой деятельности учеников на уроке. Большая нагрузка и в работе, заданной на дом. К сожалению, современный школьник начальных классов не готов к самостоятельной переработке такого количества информации. Нельзя забывать, что ребенок, почувствовав себя неуспешным, теряет мотивацию на дальнейшее обучение.
Абсолютный нонсенс для развитой страны – репетиторство в начальной школе. Но зачастую сторонний педагог – это большой помощник для измученных детей и иx уставших родителей. Алину ВЫСОТИНУ, директора образовательного центра «Элефант», никакой программой не напугаешь.
– Наша задача – помочь ребёнку на продлёнке освоить материал, который вызвал затруднение в школе. А по какой программе учить таблицу умножения, это уже наша забота, – Алина Николаевна уверена в компетенции своих сотрудников.
К сожалению, далеко не все родители интересуются школьными проблемами своих чад, даже самых маленьких. И далеко не все заботливые родители могут позволить себе «доучивать» ребёнка у репетиторов. Получается, что подрастающие граждане страны оказываются заложниками экспериментов, которые проводят чиновники от образования. Многие ли из них выдержат такой «естественный отбор»?