Ознакомившись с некоторыми из них, журналист «Ди Вох» пришел к выводу, что для некоторых чиновников по-прежнему актуальна поговорка «Лучше перебдеть, чем недобдеть»
БИРОБИДЖАН, 25 февраля, «Город на Бире» – В октябре прошлого года в Биробиджанском районном суде был рассмотрен иск прокурора города к Станции скорой медицинской помощи и областной больнице. Надзорный орган потребовал от администраций этих двух медицинских учреждений оборудовать машины скорой помощи «трёхканальным кардиографом с электронной записью 12 отведений, графическим отображением на бумажном носителе, системной передачей электрокардиограммы на отдалённый пункт». Этот пункт, указано в иске, должен быть оборудован в областной больнице.
ПРОКУРАТУРА действует в интересах неопределённого круга лиц. Поскольку речь идёт о кардиологии, то в этот «круг» входят люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями. В ЕАО, как и во всём современном мире, эти недуги являются основной причиной смерти, и конкурирует с ними только онкология. Ответом на этот вызов времени можно считать открытие в областной больнице два года назад кардиологического отделения. Как и целенаправленные усилия руководства Станции скорой помощи по оснащению своих бригад аппаратами для снятия электрокардиограмм. Сейчас служба скорой и неотложной медицинской помощи находится в стадии реорганизации. Вместо существующих в районах мелких и недостаточно оснащённых групп из одного-двух экипажей вскоре будет создана единая областная служба. Разумеется, этот процесс требует довольно значительных затрат, а средств, как всегда, не хватает. Вот помощь прокуратуры в продвижении этой реформы медики встретили бы с радостью. Однако упомянутый иск у них вызвал только недоумение.
ПОЯСНИМ, чего требует прокуратура. Современные средства связи, позволяющие передавать любые данные в электронном виде на расстоянии, нашли применение и в кардиодиагностике. Данные ЭКГ, записанные на специальных новейших аппаратах, могут безотлагательно поступать в специально оборудованную централизованную систему приёма, архивирования и анализа данных электрокардиографии (ЦСАЭ). Таким образом, врач или фельдшер скорой может неотложно получить консультацию высококвалифицированного кардиолога.
Авторы иска потребовали от руководителей наших лечебных учреждений создания такой системы и в ЕАО. Машины скорой должны быть оснащены трёхканальными кардиографами, позволяющими передавать данные в ЦСАЭ, а сам центр – расположен и оборудован в областной больнице. Районный суд удовлетворил иск прокуратуры и назначил срок, за который судебное постановление должно быть исполнено: до конца текущего года.
Подавая иск, прокуратура основывалась на приказе Минздрава РФ № 388-н 2013 года, который предписывает оснащать машины скорой помощи устройствами, позволяющими передавать кардио-граммы на отдалённый кардиопульт. Принимая решение об удовлетворении иска прокуратуры, судья Наталья Балашова также основывалась на этом документе.
КТО СПОРИТ, что наличие такой системы было бы полезно. Особенно для бригад скорой помощи, выезжающих на вызовы в маленькие сёла и посёлки. И, возможно, в более или менее отдалённом будущем эта проблема была бы поставлена в областной медицине. Но сейчас перед ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи», как уже было сказано, стоит задача создания единой службы. А для этого нужно не только оснастить все экипажи необходимым оборудованием, но и привести в порядок помещения, в которых располагаются станции.
– В одном Октябрьском районе требуется более трёх миллионов рублей на ремонт, – рассказал главный врач Станции Леонид ГУЛЕНОК. – А на приобретение оборудования, необходимого для передачи данных на пункт приёма кардиограмм, только для скорой необходимо более двух миллионов рублей. И где их взять, неясно.
К идее немедленного создания ЦСАЭ и оснащения машин системой спецсвязи Леонид Павлович относится скептически. В Биробиджане экипажи «03» укомплектованы кардиографами, а у врачей достаточно опыта, чтобы оказать необходимую помощь больному. Если нужно, его можно срочно доставить в кардиологическое отделение – город маленький. А в районах для начала этими самыми кардиографами бригады надо обеспечить. И в первую очередь средства нужно искать на это.
ГЛАВНЫЙ ВРАЧ областной больницы Константин Гасиленко тоже пока не знает, где взять денег на приобретение оборудования для ЦСАЭ. Врачей, которые должны там работать, в больнице тоже нет. Но при оформлении иска прокуратура кадровую проблему во внимание не принимала.
– Помещения отремонтированы, в палатах интенсивной терапии установлены восемь кардиомониторов, – рассказывает заведующий кардиологическим отделением Михаил НАСОНОВ (на снимке). – Имеется централизованная система снабжения кислородом всех пациентов отделения. Нет у нас и серьёзных проблем с обеспечением лекарственными препаратами. Но в отделении, кроме меня, нет сегодня врачей. А я совмещаю должность заведующего двух отделений – кардиологии и терапии. И если даже оборудуют в нашей больнице центр приёма данных электрокардиографии, то постоянно дежурить в нём, как это полагается, будет просто некому.
ДВА ГОДА НАЗАД мне уже приходилось писать о подобном иске прокуратуры. Только ответчиком тогда было учреждение культуры – Центральная городская библиотека. «Око государево» усмотрело непорядок в том, что у крыльца филиала № 2 ЦГБ не было пандуса – «специального приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов». И хотя в библиотеке существует система обслуживания читателей с ограниченными физическими возможностями на дому, прокуратура потребовала установить пандус «в интересах неустановленного круга лиц». И добилась своего. Сейчас на уродливом сооружении из металла скачут школьники, приходящие в каникулы на библиотечную детскую площадку – вот и вся радость. Читателей-инвалидов у библиотеки не прибавилось, но и денег на косметический ремонт и обновление мебели теперь тоже нет.
Похоже, что аппаратуру для системы передачи, приёма и анализа электрокардиограмм, если она всё же будет установлена в больнице, ждёт та же бестолковая судьба.
ПОЧЕМУ же из всех медицинских проблем надзорное ведомство выбрало именно эту?
– Есть приказ Министерства, он должен быть выполнен, – ответила старший помощник прокурора области Жанна КРЕПКОГОРСКАЯ. – А вдруг приедет с проверкой какое-нибудь высокое лицо и увидит, что приказ не выполнен?! Спросят и с нас тоже: почему недоглядели?
Хоть и неблагозвучна поговорка «Лучше перебдеть, чем недобдеть», но для чиновников она по-прежнему остаётся руководством к действию.
Михаил КЛИМЕНКОВ