Журналист «Ди Вох» пытался выяснить как им удаётся питаться на 43 рубля 45 копеек в день
БИРОБИДЖАН, 28 мая, «Город на Бире» – На прошлой неделе в «Ди Вох» пришло коллективное письмо от пациентов отделения пограничных состояний областной психиатрической больницы: «Рацион ежедневного питания состоит из круп разбавленных водой. Такие продукты, как мясо, яйцо, масло, картофель не входят в рацион. Многие пациенты в отделении находятся в депрессивном состоянии, а ведь им необходимо нормальное питание. Кроме того, в этом же отделении проходят лечение и дети, а сумма на питание для них такая же – 43 руб. 45 коп.». Верить написанному не хотелось.
Что такое 43 рубля? В свете сегодняшних цен на продукты это один йогурт, или пара яблок, или граммов 150 нормального мяса. Килограмм картошки и тот стоит больше. А ведь эти деньги нужно ещё поделить на завтрак, обед и ужин. При таком раскладе работа диетсестры психиатрической больницы Татьяны ТОЛСТИКОВОЙ становится «ювелирной».
– Попробуйте приготовить обед на 15 рублей. Первое – борщ: на одного человека пять грамм растительного масла, десять грамм мяса птицы, пять грамм муки, по десять грамм лука и моркови. Второе – каша: 50 грамм геркулеса и на компот выходит четыре грамма сахара, – с грустной безысходностью в голосе рассказывает Татьяна Григорьевна. – Я работаю в больнице с момента её открытия. Сумма на питание должна равняться 125 рублям. Но мы на эту сумму не кормим. На сегодняшний день денег не хватает, и мы вынуждены кормить пациентов на сумму 43-45 рублей. Сделать это очень сложно, приходится всё урезать. Если, например, крупы положено 70 грамм на человека, то мы можем только пятьдесят, и так во всём. Порою хочется заплакать: люди кушают, как в блокаду. А ведь в начале года было приятно писать меню, когда сумма была 125 рублей. Самое грустное, что есть люди, которые лежат у нас пожизненно – и на таком скудном рационе. Более того, у нас всегда есть больные дети. Всё, что мы смогли для них сделать, это полдник с парой печенюшек или одно яблоко.
После такой арифметики становится не по себе. Начинает мучить совесть. Средний ценник на поход в ресторан – 1200 рублей на одного человека, и это, замечу, без излишеств. А кому-то светит питаться на эти деньги целый месяц. И никаких вариантов. В таких условиях персоналу больницы приходится несладко.
– Те деньги, на которые мы вынуждены кормить больных сейчас, это очень мало, почти ничего, – негодует больничный повар Мария ШЕЛЕПЯТКИНА. – Что тут комментировать?! У нас в прямом смысле каждый грамм на счету. Мы стараемся приготовить вкусную еду из того, что нам дают, но сделать это сложно.
Я бы сказал, невозможно. Обед, на котором я присутствовал, состоял из постного супа и пустых рожков. Мяса в баланде из воды, горсти крупы и малюсенького количества овощей не было ни грамма. На третье – бесцветный чай. Хоть как-то покрыть дефицит калорий были призваны три кусочка белого хлеба.
Персоналу, который непосредственно общается с пациентами, наверное, сложнее прочих. Ежедневно видеть голодные лица детей не пожелаешь никому.
– Дети у нас остаются голодными. Вся еда постная, а ведь детям иногда хочется и сладенького. Смотреть на это всё больно, – делится буфетчица Любовь ПРОНИНА. – Приходится помогать нам, сотрудникам больницы. Иногда родители больных помогают продуктами. Детей особенно жалко. Им сложно объяснить, что сумма на питание выделяется мизерная.
Дольше всего я добивался комментария у начальника облздрава. После моего первого звонка Алексей Синельников лишь пообещал разобраться в сложившейся ситуации. Вторая попытка также была неудачной. И только на третий раз Алексей Эдуардович дал весьма лаконичный комментарий: «Да, ситуация имеет место быть…».
Главврач больницы Лариса ГЛУХОВА смотрит в будущее без особого оптимизма:
– Мы – казенное учреждение, все расходы у нас согласно сметы. Средств, предусмотренных на питание, на сегодняшний день нет. Появятся они там, когда появятся деньги в областном бюджете здравоохранения. Когда это случится, я не знаю.
Эдуард Тираспольский