БИРОБИДЖАН, 11 февраля, «Город на Бире» — В мэрии областного центра подвели итоги развития въездного туризма. Как оказалось, результаты по этому направлению у столицы ЕАО впечатляющие: за четыре года количество гостей из Поднебесной увеличилось в три раза.
Как прозвучало на мэрском круглом столе по развитию туризма, столь приятный рост популярности Биробиджана среди иностранцев обусловлен в том числе «целевой муниципальной программой по продвижению биробиджанских красот». Программа включала в себя «выпуск красочных буклетов, продвижение туристической привлекательности города в интернете, работу с партнёрами».
Здесь, конечно, можно как минимум удивиться. В интернете красоты родного города чиновники Биробиджана продвигают на сайте администрации. В скромно оформленной вкладке «О Биробиджане» – «Туризм» можно познакомиться с достопримечательностями, выбрать экскурсионный маршрут и принять к сведению, что «в городе много мест, где можно отдохнуть, развиты самобытная культура и традиции еврейского народа». Там же можно узнать и вовсе удивительные вещи, к примеру, что «...эко-логическая ситуация в городе Биробиджане считается удовлетворительной, он очень привлекателен для туристов, в т. ч. иностранных», а «...горная река Бира с чистой и прозрачной водой разделяет его на две части, связанные между собой железнодорожным и автомобильными мостами».
Ну, про «удовлетворительную экологию» нам в 2016 году подробно рассказало Министерство природы Российской Федерации, поставив Биробиджан в топ российских городов с самым грязным воздухом. Да и про Биру «с чистой и прозрачной водой» сомнительно. Вы гуляли чуть ниже городской КНС?
Специфическое амбре «горной реки» там чувствуется за добрую сотню метров.
Страница-презентация Биробиджана опубликована также на китайском и английском языках, что не может не радовать. А вот посещаемость сайта, мягко говоря, подкачала. По данным счетчика HotLog, который установлен на официальном сайте мэрии, суточная посещаемость сайта – примерно сто человек. Сколько из них жителей соседних государств, право слово, неважно. Не думаю, что тысячи туристов привлекла именно страница на сайте мэрии.
Также сомневаюсь, что иностранцы кинулись покупать путёвки в Биробиджан после ознакомления с «красочными буклетами». Про тираж буклета сказать ничего не могу, но пусть его будет даже пару тысяч – вряд ли это сделало Биробиджан туристической Меккой для китайских товарищей.
Но цифры!.. Цифры – штука упрямая, и значительный рост в сфере местного туризма таки есть. Ободряющая статистика приводится за четыре года. А почему именно за четыре? Может, всё куда банальней, и внезапный интерес соседей к нашим достопримечательностям напрямую зависит от курса валют?
В феврале 2014 года за 10 юаней Центробанк РФ давал 54 рубля. Далее курс колебался, рубль то рос, то падал, но в октябре 2018 года за 10 юаней уже надо было выложить 95 рублей. Максимально выгодно приезжать в Россию с китайской валютой было в феврале 2016 года – тогда 10 юаней стоили 118 рублей по курсу ЦБ. Могу смело предположить, что именно в это время туристы из-за Амура посещали нас особенно охотно.
Убедиться в моей версии просто: достаточно погулять по крупным торговым центрам Биробиджана. К примеру, в гипермаркете «Самбери» гостей из Поднебесной всё чаще можно встретить у стеллажей с элитным, а значит, дорогим алкоголем. Как сообщила мне директор магазина Наталья СВИДЛЕР, эти ребята с удовольствием берут не только спиртное, но и российский шоколад, и колбасу местных производителей. И слава богу, что хоть они берут! Если люди могут себе это позволить, то на здоровье.
Татьяна СОЛОМИНА, заместитель управляющего сетью гостиниц «Бира», подтвердила информацию, прозвучавшую на круглом столе, о том, что львиную долю иностранных гостей составляют жители Китая. Чаще всего они едут в Россию по делам, многие – транзитом в Хабаровск, и лишь не более 20% – долгожданные туристы.
Может быть, ещё пару лет назад, когда многие жители небогатой ЕАО могли себе позволить съездить на пару дней в соседнею страну, сайты китайских провинций также описывали прелести чистого воздуха города Цзямусы, и где-то распространялись буклеты красивых видов Амура из окошек гостиницы Тунцзяна. И наверняка среди российских туристов были те, кто преодолевал сотни километров только для того, чтобы посетить храм Будды, увидеть ставший редким памятник Мао Цзэдуну или полюбоваться на ледовые скульптуры на набережной Сунгари. Но большинство россиян всё-таки возвращались из поездки, обогащенными не только впечатлениями, но и обновками. При курсе 34 рубля за 10 юаней мы могли себе позволить съездить на шопинг за границу. При курсе 100-120 рублей за 10 юаней уже китайских граждан привлекают наши необъятные просторы, русские берёзки, «чистые прозрачные воды горной реки Бира», водка и колбаса.
Олег КОТОВ