Как пишет газета «Ди Вох», школа организована для ребят из детских домов и Центра образования «Ступени». В неё принимают и крещёных, и некрещёных.
БИРОБИДЖАН, 2 сентября, «Город на Бире» – Кружков и мероприятий много, поэтому расписание зала на втором этаже административного здания довольно плотное. Иконописной школе это просторное помещение принадлежало по полдня в понедельник, вторник и среду. Часть стены увешана рисунками учеников. Некоторые лики уже в цвете, другие пока только в контурном изображении.
– ИДЕЯ создать такую школу пришла в 2014 году, когда мы провели конкурс детского рисунка, – рассказал руководитель отдела религиозного образования и катехизиса Биробиджанской епархии отец Андрей БУЗУК (на снимке справа). – В номинацию «Иконопись» поступило немало работ, в которых ребята пытались нарисовать святые образы. То есть интерес к этому виду творчества у них есть.
В начале года Биробиджанская епархия подала проект «Мой ангел. Школа иконописного мастерства для детей» на Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива» и получила поддержку в 280 тысяч рублей. Эти средства рассчитаны не только на приобретение бумаги, красок и других материалов, но и на две паломнические поездки. В Хабаровске ребята посетят иконописную мастерскую Петропавловского женского монастыря, в Благовещенске увидят оригинал знаменитой чудотворной иконы Божией Матери – Албазинской. Разумеется, посетят они и храмы обеих епархий, увидят их иконы и настенную роспись.
Школа организована для ребят из детских домов и Центра образования «Ступени». В неё принимают и крещёных, и некрещёных. Не нужно даже уметь рисовать.
– Мы не ставим своей целью выучить иконописцев. За такой короткий срок это и невозможно, – говорит координатор проекта и преподаватель школы отец Андрей. – Главное – пробудить в детях тягу к прекрасному, к творчеству. Ведь в русской культуре изобразительное искусство начиналось с писания икон и росписи храмов. Хотелось бы, чтобы ребята постигали русскую культуру изнутри, становились её частью. А рисование – самый доступный для ребёнка способ приобщения к духовному богатству. Мы хотим посеять в их душах зёрнышко, которое прорастёт и потянется к прекрасному.
ОБУЧЕНИЕ основам живописи идёт в два этапа. Сначала ребята наносят на бумагу так называемые прориси – контурные изображения святых. Все образы взяты из альбомов и книг епархиальной библиотеки. Чтобы выбор не был случайным, отец Андрей показал различные иконы, рассказал о них. Когда ребята приступили к копированию, с каждым провёл беседу о том образе, который выбрал учащийся: кто этот святой, почему у него такое облачение, что означает этот жест, в чём вообще смысл этой иконы... Те, кто не умеет срисовывать, копируют изображение.
Данилу ЖАРКИХ (на снимке слева) 15 лет. С христианскими образами он знаком: парень – выпускник кадетского класса при Биробиджанской епархии. Он крестился в Благовещенском кафедральном соборе, много раз был там на службах.
– Я люблю рисовать, – признаётся он. – Но обычно я рисую природу: деревья, реку. Люди у меня не очень получаются, поэтому иконы я никогда не пытался копировать.
Своего Христа Спасителя Данил рисует старательно. Рисунок уже цветной. Получается очень красиво.
ТЕПЕРЬ НУЖНО переводить образы на холст. Его подготовка – дело непростое, и вести занятие приглашён помощник настоятеля Никольского храма Павел ПУШКАРЁВ. В епархии он руководит реставрационным кабинетом. В художественной школе Павел не учился. Пристрастие юноши к рисованию заметили в Хабаровской духовной семинарии, куда он поступил учиться, и направили в иконописную школу при Московской духовной семинарии в Сергиевом Посаде. После окончания учёбы он вернулся в родной город.
– Прежде чем начать рисовать, любой художник должен подготовить основу, то есть поверхность материала, на котором он будет писать картину, – начал Павел урок. – Сегодня мы будем учиться грунтовать полотно.
Художник раздал ребятам небольшие кусочки оргалита с натянутой на них тканью. Теперь нужно было растопить на водяной бане желатин, всыпать в него порошок из мела, добавить глицерин – и наложить эту смесь на холст в несколько слоёв. Работа долгая и кропотливая, но ребята с удовольствием постигают искусство грунтовки.
Никите АРАПОВУ всего девять, в этой группе он, кажется, младший. Но «художнический» опыт у него побольше, чем у многих: Никита с первого класса ходит в изокружок.
– На холсте я ещё не рисовал, только на бумаге, – признаётся мальчик. – Хочу научиться его готовить.
ЗА ТРИ СМЕНЫ в «Юннатах» первый этап обучения прошли более тридцати ребят. Сейчас они завершают свои работы – переносят выбранные образы на полотна под присмотром отца Андрея и Павла Пушкарёва.
– Работа продлится до Нового года, после чего лучшие иконы мы освятим и представим на выставках в общеобразовательных школах, – планирует руководитель проекта. – Кроме того, мы хотим создать методическое пособие для преподавателей основ православной культуры в школах. Оно поможет вести иконописные кружки во внеучебное время.
Михаил КЛИМЕНКОВ