Тематическая иллюстрация из открытых источников интернета
БИРОБИДЖАН, 20 декабря, «Город на Бире» — В «уютный» набор включены продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги
За окном холодно, и дома хочется тепла и уюта: закутаться в мягкое одеяло, насладиться горячим чаем с конфетами, посмотреть любимый фильм. Конечно, чтобы создать «погоду» в доме, нужно вложить в его обустройство не только душу, но и финансы. И если первое — бесценно, то второе вполне можно оценить. Специалисты Отделения Банка России по ЕАО посчитали, как за год изменились расходы на приобретение товаров и услуг, создающих домашний уют. Для расчета использованы данные Росстата о средних ценах за октябрь 2021 года и аналогичный месяц 2020 года. Об этом сообщают в Отделении по Еврейской автономной области Дальневосточного ГУ Банка России.
В «уютный» набор мы включили продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги. Согреться холодным вечером помогут кофе или чай с печеньем и конфетами, подарят тепло и создадут душевную атмосферу удобная домашняя обувь, мягкая подушка, теплое одеяло, красивое постельное белье и хорошая книга. И, конечно, дома будет комфортно провести время за просмотром любимого фильма или сериала, которые потом можно обсудить с близкими по телефону, поэтому в «индексе уюта» учтем абонентскую плату за интернет, телевидение и сотовую связь. Итак, рассчитаем, как изменилась цены на продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги из «уютного набора» для одного взрослого человека.
Продовольственные товары в нашем наборе для домашнего уюта подорожали в большей степени. Натуральный растворимый кофе за год вырос в цене на 8,9%, а черный и зеленый чай — на 9,8 и 8,7% соответственно. На стоимости кофе и чая сказалось сокращение объемов производства, по причине неблагоприятных погодных условий и ухудшения эпидемической обстановки в основных странах-производителях. Росту цен способствовало заметное повышение тарифов на фрахт — грузоперевозки морским путем — вследствие нарушения логистических цепочек из-за пандемии. Угощения к кофе и чаю подросли в цене, из-за удорожания ингредиентов: муки, сахара, растительного масла, какао. Печенье стало дороже за год на 17,8%, мягкие конфеты, глазированные шоколадом, — на 10,7%. Снижение урожая зерновых в 2020 и 2021 годах, а также повышение стоимости зерна на мировых рынках, привели к росту цен на муку. Причиной роста цен на сахар и растительное масло стало сокращение посевных площадей, вследствие перепроизводства в прошлые годы и неблагоприятных погодных условий в 2020 году. В текущем году погодные условия большого влияния на результаты валового сбора сахарной свеклы и подсолнечника не оказали. Удорожание импортного продукта — какао — произошло на фоне сохраняющихся перебоев в поставках, вызванных пандемией и ростом транспортных расходов.
Цены на непродовольственные товары из набора для домашнего уюта изменились по-разному. Подушка и одеяло подорожали на 4,4 и 3,7% за год соответственно, постельное белье — на 10,8%. На стоимость этих товаров повлияло увеличение транспортных расходов, вследствие удорожания бензина и дизельного топлива. В статистическое наблюдение изменения цен попадает постельное белье, состоящее, в отличие от подушки и одеяла, из 100% хлопка. Расходы на него стали весомее для кошелька еще и потому, что подорожала хлопчатобумажная ткань, из-за нехватки хлопка на мировом рынке, вследствие снижения его производства. Наблюдался повышенный спрос на хлопчатобумажную ткань со стороны Китая.
Книги детективно-приключенческого жанра стали дешевле за год на 0,8% — динамику цен именно на эти издания отслеживает Росстат. Люди стали чаще покупать книги с помощью онлайн-сервисов, которые активно конкурируют между собой, предлагая покупателям товары по привлекательным ценам. Это и привело к снижению стоимости книг в магазинах региона.
На 2% за год подешевела домашняя обувь, что объясняется снижением спроса на этот товар, в сравнении с прошлым годом, когда людям приходилось больше времени находиться дома на самоизоляции и дистанционной работе.
Цены на услуги в нашем «уютном» наборе также изменились неравномерно. Абонентская плата за доступ к сети Интернет за год не поменялась. В начале 2020 года интернет-провайдеры индексировали тарифы в среднем на 11%, что в совокупности с повышенным спросом в условиях пандемии позволило компенсировать издержки на модернизацию оборудования и сохранить стоимость услуг в текущем году на уровне прошлого. В результате плановой индексации тарифов, абонентская плата за телевидение возросла на 3,6% за год. Услуги сотовой связи, наоборот, стали за год дешевле на 1,3%. В 2021 году сотовые компании, в условиях роста спроса и усиления конкуренции, снижали цены на популярные тарифы.
Цены на рассмотренные товары и услуги изменились по-разному. Набор для домашнего уюта, в который мы включили 13 позиций, подорожал за год на 4,9%. По этому показателю, конечно, нельзя судить об общем росте цен в стране. В России инфляцию измеряют так же, как и в большинстве стран мира, — по потребительской корзине. Набор, который содержит потребительская корзина, намного шире нашего «уютного» набора — в него входят более 550 товаров и услуг. Изменение цен на них отслеживает Росстат. При этом потребительская корзина отдельных семей может отличаться от среднестатистической, а личная инфляция — от официальной.
В октябре 2021 года годовая инфляция в Еврейской автономной области составила 7,8%, что выше, чем по Дальневосточному федеральному округу — 6,7%, и ниже, чем по России в целом — 8,1%. Ускорение инфляции в регионе произошло под влиянием общероссийских проинфляционных факторов — увеличения издержек производителей и поставщиков, снижения предложения некоторых продовольственных товаров, в том числе на фоне ухудшения эпизоотической ситуации и неблагоприятных погодных условий в отдельных регионах-производителях.
Проводимая Банком России денежно-кредитная политика направлена на возвращение годовой инфляции к цели — вблизи 4%. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики, годовая инфляция снизится до 4,0 – 4,5% в 2022 году и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%.