Артём Че в интервью газете «Ди Вох» рассказал о своей учебе и планах на будущее.
БИРОБИДЖАН, 14 августа, «Город на Бире» – С Артёмом Че я знаком 18 лет. Юного солиста народного ансамбля «Младушка» я приметил на творческой смене в лагере «Алые паруса». Шло время – Артём вырос, окончил школу, потом – наш университет. Он не переставал заниматься музыкой, но то, что музыка – дело всей его жизни, парень понял уже после того, как получил высшее педагогическое образование. Сегодня он студент Кузбасской православной духовной семинарии.
– Артём, почему ты решил продолжить своё музыкальное образование именно в семинарии?
– Можно сказать, случай помог. Родители крестили меня в десять лет, но активным прихожанином я не был. Три года я преподавал английский язык в техникуме: год на пятом курсе и ещё два – после окончания университета. В это время меня иногда приглашали в собор петь на службе. Учиться на регента мне предложил настоятель храма Николая Чудотворца отец Георгий. Сказал, что можно попробовать поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию. Я и стал пробовать.
– Так, может, и всё твоё знакомство с музыкой можно назвать случайным?
– С музыкой меня познакомила Анастасия Геннадьевна Ермакова. Она тогда работала учительницей музыки в седьмой школе, а я учился во втором классе. Это был 1997 год. Она привела меня в класс, где за маленькими белыми партами сидел первый состав народного ансамбля «Младушка». До этого момента я пением не занимался, всё больше с мальчишками в футбол играл. Петь мне сразу понравилось, но мыслей, что это станет делом моей жизни, у меня не было. Я поступил в музыкальную школу на фольклорное отделение, потом под руководством Анастасии Геннадьевны занимался не только народным вокалом, но и эстрадным. Во время учёбы в университете участвовал в творческих конкурсах. Вся эта музыкальная «движуха» мне очень нравилась, и с вокалом у меня дела обстоят нормально. Тем не менее, первая попытка поступить в семинарию была неудачной.
– Что завалил?
– Устав, знание службы – правильно это называется литургика. Вокал и собеседование с ректором прошли хорошо, а богословских знаний не хватило. Особо я не расстроился, на всё воля Божья. Будешь расстраиваться – будешь терять силы, и смысла в этом нет. Я понял, что руки опускать ни в коем случае нельзя...
– ...И начал готовиться к повторному поступлению?
– Да, я целый год провёл в Москве. Жил и трудился в Высоко-Петровском ставропигиальном* мужском монастыре. Он находится в самом центре – рядом с Красной площадью. В мои обязанности трудника** входили хозяйственные работы на территории монастыря. Жили мы вчетвером в большой комнате прямо в монастыре, питались в трапезной. Петь мне там не приходилось, в монастыре этим занимаются люди с консерваторским образованием. Всё это время я посещал курсы по сольфеджио, церковному уставу и пению. Научился читать молитвы на старославянском. Хотя и жил в центре, особого желания гулять у меня не было. Мне в монастыре в принципе было хорошо. За всё время я всего один раз прогулялся на Красную площадь. Так прошел год, и я опять поехал поступать в Питер, и опять не поступил.
Когда я вернулся домой в Биробиджан, владыка Ефрем предложил мне поступать в Кузбасскую православную духовную семинарию, которая находится в городе Новокузнецке. Там хорошее регентское отделение с хорошими специалистами. Они сами пишут аранжировки и нотные сборники. Что интересно, они занимаются не только церковной музыкой, но и светской. Сдавал те же экзамены, что и в Питере. Правда, мои знания по богословию к этому времени заметно укрепились.
– Ты уже год отучился. Из чего состоит день студента духовной семинарии?
– День начинается с утренней молитвы и завтрака, после чего студенты идут на занятия. Всё время по четыре пары. Два предмета богословских – катехизис и библейская история, и две пары по специальности – фортепиано, дирижирование, хоровой класс, церковное пение или вокал. Учиться очень интересно, но свободного времени практически нет, нужно много практиковаться. После уроков – обед, по окончании которого студенты идут на послушания. У нас, регентов, есть расписание, когда мы должны петь на службах в соборе Рождества Христова. Если на службу идти не нужно, послушание тебе всегда найдёт завхоз. В 19 часов – ужин, в 22 – вечерняя молитва, в 23 – отбой.
– Долго учиться?
– Отучиться нужно три года. Потом нас распределят, обычно при этом учитывают мнение выпускников. На учёбу отправляют приходы – естественно, что они рассчитывают потом на «своих» специалистов. Я хочу вернуться в родной Биробиджан. Я понял, что это точно моё, это то, чем я хочу заниматься.
– «Это» – это что? Чем конкретно ты будешь занят, поступив в распоряжение Биробиджанской епархии?
– Регент – руководитель церковного хора. Я не священнослужитель и службы вести не буду. Буду организовывать клирос. Буду искать детей, чтобы растить певчих.
– И как в итоге можно сформулировать твои планы на ближайшее будущее?
– Планы простые: успешно окончить обучение, вернуться в родной город, жениться и завести детей.
Расспрашивал Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ
* Ставропигия – в буквальном переводе с греческого «водружение креста» – самый высокий статус православных монастырей, лавр и братств, соборов и духовных школ, делающий их независимыми от местной епархиальной власти. Они подчиняются непосредственно патриарху или синоду. В ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно.
** Трудник – человек, работающий при православном монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе (во славу Божию) за еду и проживание.