«Соевая корова» (аппарат для производства соевого молока), мукосей, тестомес, пресс для изготовления тофу, фасовочная машина-автомат, пельменный аппарат, баки, ковши, подносы (перечень отнюдь не полный) пылятся у Петрова в частном гараже. Места хватило, тем более что машину несостоявшемуся бизнесмену пришлось продать.
Почему загнулся молодой бизнес, журналисту «Ди Вох» рассказал генеральный директор ООО «Атаман» Сергей Петров.
БИРОБИДЖАН, 9 октября, «Город на Бире» – Очевидно, что назвать нашу область высокоразвитым или же стремительно развивающимся промышленным регионом может лишь наивный и доверчивый оптимист, вдохновленный речами какого-нибудь чиновника, рапортующего об успехах своего ведомства. Информацией о сдаче в аренду или продаже за бесценок коммерческой недвижимости, а то и самого бизнеса под ключ у нас уже вряд ли кого-то удивишь, зато запуск любого производства становится настоящим событием, которое сопровождается восторженным вниманием прессы и непременным присутствием различной степени «высокости» гостя, отточенным движением перерезающего традиционную красную ленточку.
Ещё не так давно, в декабре прошлого года, СМИ презентовали открытие в Биробиджане цеха по выпуску продукции из тофу, а спустя всего семь месяцев инициатор проекта, генеральный директор ООО «Атаман» Сергей ПЕТРОВ уведомил налоговые органы о ликвидации предприятия. Сегодня мы общаемся с ним на тему, что же пошло не так. Учитывая наше хорошее двадцатилетнее знакомство, обойдемся без патетики и формальностей.
Сергей Петров.
– Да, Серёга, так я и не отведал твоих вареников...
– У меня дома в холодильнике осталось несколько пачек, так что у тебя ещё будет такая возможность.
– А ну как мне стоит по-остеречься? Судя по косвенной оценке покупателей, товарец не блеск.
– Похоже, объективную масштабную оценку мы уже не узнаем. «Товарец» фактически не дошёл до потребителя, не получив распространения в розничной сети.
– С чего ты решил, что у данной продукции вообще были какие-то перспективы? Доводилось мне в Азии и соевое молоко лакать, и тофу жевать – признай, всё это на любителя. Как ни крути, у россиян иные вкусовые привычки.
– Действительно, соя достаточно неоднозначный продукт. Содержащиеся в ней компоненты – изофлавоны – придают тому же молоку весьма специфические вкус и запах. Современные технологии позволяют решить эту проблему. Отмечу, что вопрос переработки сои интересовал меня со студенческой скамьи (Мой собеседник – выпускник Благовещенского сельскохозяйственного института, сейчас известного как Дальневосточный государственный аграрный университет; также за его плечами хабаровский «нархоз», нынче Хабаровская государственная академия экономики и права. – Прим. авт.). Положительный опыт я подсмотрел в Китае, Корее и у нас, в Краснодарском крае. В экономических расчётах и решении ряда производственных моментов мне помог отец (Геннадий Иванович Петров в свое время возглавлял управление экономики правительства ЕАО. – Прим. авт.). Позднее мы даже оборудование собрали вместе из самостоятельных единиц, довели его до ума... Когда созданный в нашей области бизнес-инкубатор начал принимать от потенциальных резидентов заявки на участие в программе финансирования проектов, у меня было почти всё готово. В итоге мой проект, отмеченный как инновационный и социально значимый для региона, признали одним из заслуживающих поддержки.
– Что тебе это дало?
– В рамках инвестиционного соглашения я получил 2,5 миллиона рублей в качестве доли в уставной капитал созданного предприятия «Атаман», бизнес-инкубатор выступил его соучредителем с 25 процентами.
– Сам ты, полагаю, тоже вложился?
– Скажем так, «влетел» на миллион. Сейчас возвращаю долги друзьям и родственникам, машину продал...
– В чём заключалась твоя основная ошибка?
– Ты знаешь, морально я был готов к тому, что проблемы возникнут на конечной стадии, то есть когда продукт дойдёт до покупателя. Скажем, услышь я: «Говно, Серёга, твои вареники!» – расстроился бы, но понял, смог бы принять меры. Доработал бы технологию в конце концов. Но немногочисленные отзывы, в том числе и в процессе нескольких состоявшихся в магазинах дегустаций, оказались преимущественно положительными. На производство соевого молока я не замахивался, прекрасно осознавая, что конкурировать с обычным оно здесь не сможет. Решено было повременить и с выпуском кисломолочки. На рынок мы зашли с ограниченным ассортиментом замороженных полуфабрикатов (представленным варениками с соевым творогом, ими же, только сладкими с изюмом, и сырниками с изюмом. – Прим. авт.). Позиционировали его как товар для здорового питания по доступной цене. В рознице она у нас на всё была единая – 130 рублей за килограмм. Так вот, согласно расчётам, чтобы производство было рентабельным, нам требовалось выйти на отпуск 150 килограммов продукции в день при прогнозируемой реализации от двух до пяти килограммов в одной розничной точке. Сорок магазинов сняли бы все вопросы, а мы продавались всего в шести!
– Однако, сдается мне, экономист в тебе подкачал. Неужели нельзя было предусмотреть трудности с распространением на предварительном этапе? Провести переговоры с полномочными представителями торговых сетей до того, как вообще ввязаться в этот соевый проект?
– Я же не мог предлагать им продавать то, что существовало только у меня в голове или на бумаге. Всем торговым сетям я предоставил для ознакомления готовые, то есть вполне съедобные, образцы. Каюсь, я слишком понадеялся на то, что к моей продукции возникнет больший интерес – всё-таки столько лестных слов раздавалось относительно самой идеи, что в продвижении мне поспособствуют специалисты областного правительства – как-никак местный производитель! Ты не подумай, я не виню никого, кроме себя. И обиды никакой нет, лишь лёгкое чувство досады. Так или иначе, я уяснил для себя, что начинать свой бизнес в нашем регионе чрезвычайно сложно, а для кого-то мой пример, не исключено, послужит хорошим уроком.
– Фактически «Атаман» проработал менее полугода. Крайне маленький срок. Не было смысла чуточку перетерпеть?
– Считай сам. В ноябре прошлого года мы завершили пусконаладочные работы, в декабре прошли сертификацию, в январе забили под завязку морозильную камеру объёмом 11,7 куба – это три тонны готовой продукции, а по апрель включительно сбыли всего 400 килограммов. Прибыль я получать не начал, четырёх людей держать без дела не мог, 25 тысяч в месяц за аренду выплачивать не с чего. Остатки вареников скормил друзьям-знакомым практически против их воли, а если серьёзно, почти всё развез по бесплатным столовым в качестве благотворительности. Нужно ещё пройти необходимые стадии ликвидации предприятия, выполнить имеющиеся обязательства перед бизнес-инкубатором и... вовремя остановиться.
Беседовал Шура ПОЛЫНИН
Справка
Бизнес-инкубатор открылся в ЕАО в ноябре 2016 года. Его создателем выступил банк «Восточный» при участии областного правительства. Поддерживая и развивая стартапы, а также действующие предприятия малого бизнеса, структура ищет лучшие идеи и помогает в их реализации.
Компетентное мнение: Сейран АСКЕРОВ, управляющий торгово-розничной сетью «Бридер» и «Пенсионер»:
– Мы всегда положительно относимся к местным производителям, поскольку и сами такими являемся. Продукция ООО «Атаман» была представлена в наших пяти крупных магазинах с наиболее высокой проходимостью. Более того, мы сами забирали товар со склада предприятия и осуществляли его развозку, так как собственным транспортом они не располагали. Осуществлять выкладку в мелких точках было нецелесообразно. Туда приходят главным образом за небольшими покупками, за повседневными товарами повышенного спроса. Другие там просто залёживались бы... На мой взгляд, основная проблема в конкретном случае заключается в недостаточном информировании потребителей. Люди оказались абсолютно не готовы к появлению новой продукции, совершенно ничего не знали о ней. Следовало провести качественную рекламную кампанию, устраивать различные акции, стимулирующие привлечение покупательского спроса. Мы со своей стороны всегда готовы помочь нашим партнёрам добрым советом. И, разумеется, для раскрутки любого товара требуется время.