БИРОБИДЖАН, 5 ноября, «Город на Бире» — 5 ноября 2020 знаменательное событие для нашей области, так как 30 лет назад в этот день началось регулярное вещание областного ТВ. Застать телевизионщиков на месте практически невозможно, ведь освещение событий в области и за её пределами – это каждодневная работа без выходных. Наша редакция не смогла пройти мимо данного события, и мы встретились с некоторыми сотрудниками телекомпании «Бира» в неофициальной обстановке.
МЕЧТА ДЕТСТВА
Олег Векслер, оператор ГТРК «Бира», мечтал стать телеоператором еще в детстве. Его отец занимался фотографией и привил любовь к этому творческому ремеслу и сыну.
Еще в школе Олег, чувствуя интерес и желание развиваться в данном направлении, уговаривал родителей купить ему дорогостоящую технику. И родители поддерживали сына в его начинаниях.
Первые любительские съемки были сделаны до открытия официального телевидения в Биробиджане. Это были небольшие зарисовки: прогулки людей в парке, городские события, школьные выпускные. Несмотря на черно-белый формат и дрожащую картинку эти видеокадры с благодарностью использовали коллеги Олега при составлении тематических сюжетов.
А уже в 1991 году, пройдя конкурсный отбор по фотографии, Олег был принят в молодую команду местного телевидения.
- В то время нас было четверо и одна на всех камера, – вспоминает Олег Векслер, – наш земляк Дмитрий Зазуля, сейчас он живет в Израиле, уже владел кое-какими навыками и обучал нас. Новости в то время выходили всего раз в неделю. А чуть позже мы отправились на курсы в Москву, где со столичными коллегами работали на разных съемках и набирались опыта.
В конце 90-х биробиджанцы стали массово уезжать в Израиль. Вот и Олег не исключение, он тоже попытался найти свое еврейское счастье за рубежом. Чтобы обеспечивать себя, приходилось устраиваться на множество разных работ. В то время регулярно выпускалась передача, которая транслировалась в России по НТВ, называлась она "Сегодня в Израиле". Олег вышел на журналиста Александра Ступникова, потому как очень тосковал по операторской деятельности. Тот с воодушевлением принял его предложение и периодически приглашал на съёмки.
- Это было для меня настоящей отдушиной, - признается Олег, – мы даже съездили в командировку в Чехию. Именно тогда я отчетливо понял, чем бы хотел продолжать заниматься.
В 2001 году Олег вернулся в Биробиджан, снова был принят в свой родной и дружный коллектив ГТРК БИРА, где плодотворно работает и по сей день.
Сегодня, помимо ежедневной работы, за Олегом закреплена национальная передача «Идишкайт». Окунуться в мир еврейской культуры жителям города помогает дружная команда телевизионщиков. Кстати, корреспондент этой передачи Татьяна Кадинская, тоже старейшина в коллективе и пришла в тележурналисты из родственных СМИ - областного радио. Знаменитые голоса Татьяны, как и диктора Николая Березного особенно хорошо знакомы людям старшего поколения нашей области.
САМАЯ КРУТАЯ ПРОФЕССИЯ – РЕЖИССЕР!
Ольга Закоморная, режиссер телевидения, как и Олег устроилась в ГТРК Бира в 1991 году по объявленному конкурсу. Только отбор она проходила на диктора, а взяли ее на ассистента режиссера.
- Режиссер - самая крутая профессия! - считает Ольга, – он командует всем процессом, вообще это самый главный человек во время эфира, ошибки которого могут дорого стоить.
Важным навыкам, которым Ольга научилась за время работы — это выносливость, трудолюбие и уметь выдерживать критику.
- Путь к совершенствованию своего мастерства обязательно проходит через жернова критики. Пока ты учишься, к тебе относятся с пониманием, холят и лелеют. Профессиональный рост невозможен без ошибок, проб и конструктивной критики.
За 30 лет все процессы на ТВ сильно преобразились. Когда мы начинали работать, у нас в студии была должность художника-оформителя, титры, некоторые заставки стояли на специальном пюпитре и были нарисованы вручную.
Современные возможности – это просто волшебство!
Качественный технический рывок мы ощутили в начале 2000 годов, когда переехали в новое здание ГТРК Бира, в этот период активно вводился компьютерный монтаж и теле-журналистское оборудование нового поколения «Betakam-SP», а уже примерно в 2010 перешли на цифровое вещание.
В 90-годы мы начинали с бобин. Отлично помню этот большой, как шкаф аппарат и проигрыватель с огромными рулонами видеопленки.
Монтаж на нём был очень проблематичным, ставились вручную метки специальной бумажкой, практически интуитивно, нужно было постараться точно попасть в слова.
Места склейки все равно были неровные, а сама работа очень кропотливой. Ко всему прочему один эфир мог состоять из 2-3 рулонов, которые еще нужно было транспортировать из одного помещения на другой этаж. Поэтому позже у нас работали молодые и крепкие монтажеры.
Эти рулоны, конечно, до сих пор хранятся, но воспроизводить их уже не на чем.
Большая часть из этих материалов оцифрована, но некоторые данные утеряны, ведь у пленки свой срок службы.
Что еще касается современных различий - раннее распространённый формат прямых эфиров с разных мероприятий, праздников, заседаний (то есть вне нашей студии) сегодня уже не используется. Это была очень сложная техническая и организационная работа без права на ошибку. Сегодня такие форматы не востребованы, да и правила ужесточились. Последнюю прямую трансляцию проводили 10 лет назад с открытия еврейского фестиваля.
СТРАШНЫЙ СОН ОКСАНЫ ВОЛЬДМАН
Оксана Вольдман, начальник коммерческого отдела. В компании ГТРК Бира вот почти уже 25 лет.
В этот замечательный коллектив она попала не с первого раза. В 1993 году ей так и не перезвонили. Подруга, Ольга Закоморная, которая к тому времени уже работала на телевидении, настаивала на второй попытке. И вот уже с 1996 года Оксана - преданный и опытный сотрудник компании.
- Сама мысль о том, что ты будешь работать на телевидении была весьма волнительной. Для нашего небольшого города эта работа, безусловно, была престижной и такой ... в диковинку! – вспоминает Оксана. - Когда я пришла, помню, как меня поразили масштабы. Аппаратная, из которой выходили в эфир, называлась БАСБ (большой аппаратно-студийный блок), он был размером с большой спортзал. И там был просто здоровенный пульт, это одно из самых ярких первых впечатлений. Огромный стол с кнопками меня так поразил, что я даже не пыталась разобраться в нем. Это был такой контраст – я, творческий человек, который пишет стихи, сценарии и тут такой технологичный атрибут режиссера. Этот страх я зажала глубоко в себе, мне было стыдно в этом признаться, и я очень страдала из-за него.
Потом больничный длиной в несколько месяцев из-за сломанной ноги, а выйдя на работу, меня встретил снова этот злополучный пульт…
В этот период и состоялся разговор с подругой, которая на тот момент работала в другом отделе. Подруга сказала, ты не понимаешь, там все кнопки дублируются, тебе главное запомнить одну линейку. Потом была трактовая репетиция (генеральная репетиция эфира, где проверяются все тракты, входы и выходы), я поняла всю технологию и успокоилась. Но пока я работала на прямых эфирах, мне всегда снились страшные сны, что я забыла взять кассету или всё перепутала, нажала не ту кнопку и многое другое.
Но до сих пор, когда я провожу экскурсии для школьников, всегда вспоминаю свои первые впечатления и обращаю внимание на современный пульт, который сегодня размером с листок А4.
СМЕШНАЯ ИСТОРИЯ
Конечно же, смешных историй и курьезов за эти десятилетия работы было достаточно и форматом одной статьи их не передать. Уверены, у каждого сотрудника есть свои веселые воспоминания. А мы с вами поделимся анекдотической зарисовкой из жизни, поведанной нам Ольгой Закоморной.
- Был у нас один сотрудник, работая в смежной сфере, решил попробовать себя ведущим. Ежедневная информационная передача называлась тогда «Телевизионный курьер».
Весь день перед выходом он тренировался и шутил, заглядывая в разные кабинеты и говоря: «Здравствуйте, в эфире кулевизионный терьер!».
Наступает то самое время эфира, и наш новоиспеченный корреспондент с серьезным выражением лица говорит: «Здравствуйте, в эфире кулевизионный терьер».
В лице, конечно очень изменился, затем извинился и снова:
«Здравствуйте, в эфире кулевизионный терьер»… И так 5 раз подряд!
Вклад местной телекомпании в историю нашей области сложно переоценить. Это бесценный архив всех знаковых событий, праздников, фестивалей, это летопись того, как видоизменялся наш город.
Сегодня ГТРК «Бира» - это большая дружная команда, в которой уже 100 человек. Сейчас компания под чутким руководством Инны Никогда, которая, по мнению своих коллег, сразу стала лучшей во всем. За 24 года работы Инна прошла путь от корреспондента, ведущей, шеф-редактора до директора. Ответственность, собранность и преданность любимому делу служит достойным примером, воодушевляющим коллектив.
И пусть в этом году многолюдную и радостную встречу тех, кто так или иначе связал свою судьбу с местным ТВ, пришлось отложить на неопределенный срок, мы уверены: жители автономии, как и раньше, ждут информационные выпуски и телепередачи ГТРК «Бира».
Мы от души поздравляем коллектив ГТРК «Бира» с юбилеем, желаем здоровья и процветания. С праздником, коллеги!
Фото: ГТРК «Бира»