Журналист «Ди Вох» о конфликте между руководителем молодежного театра-студии «Добрые люди» Ирины Шайтановой и руководством ГДК.
БИРОБИДЖАН, 12 июня, «Город на Бире» – В мае биробиджанские интернет-СМИ не оставили без внимания открытое письмо руководителя молодежного театра-студии «Добрые люди» Ирины Шайтановой, с которым она обратилась к депутатам областного заксобрания и городской думы, чиновникам от культуры, общественным организациям и просто здравомыслящим людям.
Если коротко, суть конфликта сводится к следующему: из ГДК «добрушек» попросили, худруку ставку (и даже полставки) не дали. Вот и вопрошает Ирина Анатольевна: «...заинтересованы ли руководство МБУ ГДК, отдела культуры мэрии города, и. о. зам. мэра Биробиджана по социальным вопросам в том, чтобы дети, молодёжь и вообще жители города имели возможность творчески самореализовываться в стенах Дворца культуры?»…
Ещё в конце апреля, когда конфликт только назревал, я предложил новому директору ГДК Татьяне Баселиной донести свою точку зрения на происходящее. После долгих уговоров Татьяна Ильинична вроде как согласилась, но в день встречи заявила: «К сожалению, я не смогу дать интервью. Дело в том, что я сейчас нахожусь на испытательном сроке и мой непосредственный руководитель, мэрия города, запретила мне общаться с прессой».
Шайтанова – человек публичный и, надо признать, её крик о помощи возымел действие. По крайней мере, чиновники хотя бы попытались ответить на поставленные ею вопросы. Другое дело, осталась ли она этими ответами удовлетворена.
– Я прекрасно понимаю: не обратись я в СМИ, никакой движухи не было бы, – уверена Ирина Анатольевна. – Я была на приёме у заместителя мэра Натальи Петрушковой, где также присутствовали чиновники из отдела культуры. Мне сказали: «Зачем этот скандал? Продолжайте заниматься, нет никаких проблем». У нас в ДК нет даже своей комнаты. Мне выдали приказ, в котором жестко прописано время занятий. А если нам нужен прогон или индивидуальные читки материала?.. Когда я только начала организовывать студию, «за кулисами» пошли разговоры, типа «она хочет на себя одеяло перетянуть». Какое может быть «одеяло» в искусстве?! Создавай спектакли, работай, реализовывай свои творческие замыслы... Уже после побывала я и на приёме у мэра, он меня внимательно выслушал, пытаясь разобраться в конфликте. Как мне кажется, даже удивился, что мне предложили работать только на общественных началах.
Лично у меня, кроме недоумения, этот конфликт ничего не вызывает. Давайте будем честными: дружба между Биробиджаном и Мельпоменой всё никак не складывается. «Когелет» угробили. Не причисляю себя к театральным критикам, но постановки Театра современной пьесы, что тоже базируется в ГДК, на мой взгляд, даже с натяжкой не назовёшь событием в жизни города. Ребята из студии «Образ» под руководством Дениса Шмырова молодцы, но нас они радуют только раз в год на новогодние каникулы. Шайтанова – профессионал, выпускница Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне РГИСИ). Не из местных – тот редкий случай, когда человек приехал в наш город, а не уехал из него. Пытается создать молодёжный театр, готова работать – в чём вопрос?!
Мельпомена – муза трагедии, ставшая символом театрального искусства, – изображается с маской в одной руке и с мечом или кинжалом в другой. Своим оружием она как бы разит человеческие пороки. Вот и вопрос: то ли пороков у нас не осталось, что вряд ли, то ли чиновники от культуры опасаются возмездия.
Средний состав «добрушек» сейчас ставит пьесу «Душа подушки» Олжаса Жанайдарова. Это о детях. Когда тебя не принимают в компанию, потому что ты «не такой». Ребята с интересом примеряют на себя новые роли.
– С Ириной Анатольевной я знакома уже давно. Я четыре года ходила к ней на занятия в телевизионную студию при епархии «Ромашка», – рассказывает пятнадцатилетняя Диана УДИНКАН. – Здесь собрались очень приятные и творческие люди. Кто-то прекрасно танцует, многие хорошо поют, но всех нас объединила любовь к театру.
– Меня сразу зацепила творческая атмосфера, возможность самовыразиться на сцене, – делится своими соображениями Никита БУЛКИН, студент нашего университета. – Пока мы выступаем только с маленькими зарисовками, но уже начали готовить большой спектакль.
Ставку и зарплату Шайтановой никто даже и не предлагает. А та говорит, что в таких условиях она ей и не нужна:
– В ДК очень тяжелая атмосфера. Я сегодня пришла за ключами на полчаса раньше и услышала от вахтёра: «У вас время попозже, а вы пришли рано. Не знаю, можно ли вам давать ключ». А мне ведь зал надо подготовить для занятий. Странно это всё...
Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ