Галина Рашкевич газете «Ди Вох» о наводнении, семейном счастье, коммунальном хозяйстве и амурских мостах
БИРОБИДЖАН, 11 апреля, «Город на Бире» – Атаманы бывают разные: боевые и ряженые, увешанные аксельбантами и медалями или скромные, кто формой и звёздами на погонах кичиться не любит. Но оказалось, что бывают ещё атаманы народные, избранные не по уставу, а по делу, по своей пользе для общества. Вот Галина Рашкевич из села Пашково Облученского района ЕАО как раз из таких – народом избранных. Анатольевну в деревне уважают, наверное, больше главы поселения, народ со своими проблемами напрямую к ней идёт.
ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА всегда была для Еврейской автономии заметным, крупным фермером. В своем хозяйстве она выращивала сою, зерновые, овощи, картофель, содержала полсотни коров, с десяток свиноматок. Но в дело вмешалось крупномасштабное наводнение 2013 года, которое смыло несколько пашковских улиц с лица земли. От почти трёх десятков домов остался только фундамент и болотина, остальные тоже были признаны затопленными и аварийными. Понятно, что пока люди спасали своё имущество, мало кто думал о домашних животных. В роли Ноя выступила тогда Галина Анатольевна, оборудовав «ковчег» в старом гараже. Местные помогли сколотить загон для скота. Сначала собрала коров и свиней, потом и коз с баранами, и кур с гусями. Мы с Галиной Рашкевич в этом коровьем эвакопункте и познакомились. Она тогда показалась мне невероятно жизнелюбивой. В деревне царили упаднические настроения. Дома унесло и разбило на щепки, новые только начинали строить, вода сошла, и вместе с ней уплыла вся плодородная земля, для зимовки у многих не было ни картошки, ни жилья, ни даже сменных штанов, не говоря уже о корме для скотины. Галина Анатольевна стала тогда для многих людей опорой. Она и гуманитарку сортировала, и всё, что при-возили жители окрестных деревень, собирала и раздавала нуждающимся, смотрела за сельскими запасами сена и картошки, ухаживала за животными...
Во время крупномасштабного наводнения Галина Рашкевич эвакуировала из Пашково всю живность. Пока люди спасали свои дома, она кормила и доила коров и коз, ухаживала за птицей. Животные отвечали своей спасительнице взаимностью. Например, куры исправно неслись в специально отведенном для них закутке.
СЕГОДНЯ женщина признаётся, что её фермерское хозяйство сильно уменьшилось после наводнения:
– У нас тут столько было воды, что почти невозможно было накосить на зиму сено. А те рулоны, которые в село привезли в качестве гуманитарной помощи после наводнения, были непригодны на корм скоту. Сенаж был запакован в целлофан. И, видимо, технология упаковки была нарушена или траву плохо просушили. Распаковываешь его – а там сплошная плесень. Нам пришлось уменьшить поголовье крупного рогатого скота, порезать быков, порезать свиноматок. Государство нам, конечно, оказывало помощь во время посевной, дали и финансовую поддержку, и овес. Но на овсе далеко не уедешь. Земли побывали под водой – весь плодородный слой унесло, огороды у многих вообще пришли в негодность. Удобрения очень дорогие, а без них сеять почти невозможно. Посевной клин у нас намного уменьшился. Посеяли мы овес и сои немного. В 2014 году удобрений почти не было, урожай мы взяли небогатый. У нас уже не такое развитие, как было до наводнения. Только вот сено мы сейчас косим в достатке – обеспечиваем и Пашково, и Облучье, и близлежащие сёла. В сене у нас никто не нуждается.
Из имевшихся ста двадцати гектаров земельного хозяйства у Рашкевич осталось тридцать.
– Мне и эти три десятка уже не нужны. В деревне много бесхозной земли, молодежь этим заниматься не хочет, старики обрабатывать земли уже не в состоянии, многие бросают огороды. Народ даже картошку сажать перестал, им её проще купить. Это когда такое было, чтобы в деревенском магазине картошку продавали?! Китайская, наверное, там продается, – огорчается фермерша.
Сейчас Галина Анатольевна перепрофилировала свое хозяйство на выращивание бройлеров. Трёхдневных цыплят она покупает в Благовещенске, растит и продает по осени всем желающим. В планах на грядущее лето – насадить овощей на своих гектарах и вырастить пятьсот цыплят на продажу. Говорит, другое мясо сейчас не востребовано. Говядина или свинина при продаже не окупается. Оптовики хотят брать мясо в деревне за копейки, а себестоимость его очень высока. Если фермер хочет вырастить здоровых животных, он должен их хорошо кормить, если он хочет их легально продать, то должен оформить все необходимые документы.
Работящая и непьющая «банда» из пашковской коммунальной «управляйки».
МОСТЫ – одна из главных проблем для сельчан, которая осталась после наводнения. Вся земля вокруг села принадлежит Амурской области, соответственно и мосты, по которым пашковцы ходили на сенокосы, тоже вотчина наших соседей.
– Сколько я была фермером, столько я борюсь за эти мосты, но никому до них дела нет. Мосты как в наводнение размыло, развалило, так их больше никто и не делал. Они относятся к Амурской полосе. Это не наша территория, но и Амурской области они тоже не нужны. Есть федеральная трасса, она связывает два региона. А эти наши земли – никому не нужная периферия. Наш мост, хинганский, который принадлежит ЕАО, отремонтировали сразу после наводнения. За ним у людей было много личных подсобных хозяйств, отличные сенокосы. Из-за того, что остальные мосты не восстановлены, посевные площади сильно сократились. Реки Грязная, Мутная, потом мост Горелый – там всё развалено. Амурской полосе эти мосты делать неинтересно: у них там свои фермеры, а мы им зачем?
Межрегиональную проблему мостов Галина Рашкевич пока решить не может. Зато она всерьёз взялась за жилищно-коммунальное хозяйство своего посёлка. Её основное рабочее место теперь не в поле, а в местной котельной, где она трудится начальником участка «Хинганск – Пашково» в ООО «УК города Облучье». Заведует Галина Анатольевна и теплом, и водоснабжением, и канализацией. Пока мы общались, она несколько раз хваталась за мобильный – решала вопросы с канализацией в одном из пашковских многоквартирных домов: «За вашу канализацию мне уже полдеревни звонило. Болотников найти не можем, два костюма было – прожгли их сваркой. Когда варили воду у вас в доме, прожгли»...
Прозвищем «пашковский атаман» её наградили вышестоящие начальники из района, которые давно уже знают, что через Анатольевну многие вопросы решаются быстрее и проще. Потому что женщина искренне хочет помочь своим односельчанам.
– Я хорошую жизнь прожила и могу смело назвать себя счастливым человеком. Вырастила четырёх своих детей, подняла трёх приёмных. Все мои дети живут в ЕАО, получили высшее образование, я ими очень горжусь. Сегодня у меня шесть внуков и одна внучка Полина. Дом мы свой после наводнения отремонтировали, помощи ни у кого не просили. На нашем участке в управляющей компании вместе со мной работают очень хорошие мужики – все работящие, непьющие. У нас тут настоящая банда! Вместе мы многое можем!
Вера Кравец