Гнездо. Рис. Далпонте ПАОЛО.
Трёхкомнатную квартиру филиал № 5 Центральной городской библиотеки Биробиджана занимал многие годы
БИРОБИДЖАН, 26 декабря, «Город на Бире» – По действующему законодательству все помещения, занимаемые Центральной городской библиотекой, находятся в её оперативном управлении. Это казённое учреждение и самостоятельно распоряжаться имуществом оно не имеет права – в отличие от мэрии города как учредителя библиотеки. Филиал располагался в трехкомнатной квартире многоквартирного жилого дома. Именно назначение помещения – жилая квартира – стало поводом для закрытия филиала, сообщает корреспондент «Ди Вох».
С ЧЕГО ВДРУГ потребовалось поспешно изымать помещение по адресу: ул. Широкая, 4, корпус 1, кв. 1, из оперативного управления Центральной городской библиотеки? Честно отвечать на этот вопрос не хочет никто. Возможно, дело в изменении юридического статуса библиотеки. С 1 января 2016 года вступит в силу постановление мэрии города от 30.11.2015 № 4844 «Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры, искусства и библиотечной системы в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в 2016 – 2018 годах"». Одновременно вступит в силу ещё одно постановление мэра города – и казенные учреждения станут бюджетными. Если б библиотечный филиал номер пять не был закрыт, то в 2016 году Центральная городская библиотека получила бы законную возможность самостоятельно распорядиться имуществом, находящимся в её оперативном управлении. Например, сдать эту квартиру в аренду или продать её, переведя книжный фонд в другие библиотечные филиалы. А деньги расходовать по своему усмотрению, исходя из первоочередной необходимости учреждения. Отремонтировать другие помещения, обновить книги, приобрести компьютерную технику, чтоб соответствовать времени... Много чего могли бы сделать.
НАЧАЛЬНИК отдела культуры мэрии Наталья ПЕТРУШКОВА прокомментировала ситуацию с упразднением филиала по Широкой улице, отметив, что изъятие муниципальных квартир из оперативного управления центральной библиотеки не входит в полномочия отдела культуры:
– Мы проводим оптимизацию библиотечной системы, для того чтобы выявить какие-то ресурсы, которыми не пользуемся, – и материальные ресурсы, и финансовые, чтобы улучшить услугу, которую оказывают библиотеки. Филиал номер пять не закрыт. Книжный фонд частично был передан в читальный зал филиала номер пять, часть передана в другие филиалы по заявкам заведующих. Этот филиал располагался в двух помещениях. На улице Широкой был абонемент, на улице Советской располагается читальный зал филиала. Абонемент, который мы закрыли на улице Широкой, располагался в квартире жилого дома, он был с общим домофоном, не имеет отдельного входа, чем были недовольны читатели и жители этого подъезда. Периодически возникали некоторые ситуации нехорошие. Жители были недовольны тем, что грязно, первый этаж часто мыть приходится. Была проблема со штатным расписанием. Два библиотекаря, обслуживали 731 человека, а по норме на одного библиотекаря должно приходиться 700 читателей. По предложению руководства учреждения «Центральная городская библиотека и её филиалы» мы рассмотрели ситуацию и пошли навстречу. Инициатором предложения стала руководитель Центральной городской библиотеки (на тот период времени это была Ставчанская Елена Юрьевна, сейчас она ушла с должности по собственному желанию и назначен новый руководитель Симдянкина Наталья Владимировна). Мы на тот период времени говорили с прежним руководителем и, в принципе, она была не против проведения оптимизации библиотечной системы. Они решили перевести филиал в другое помещение, а это помещение перевести в жилое и дать нуждающемуся библиотекарю. Библиотекарь, который нуждается в квартире, не первый в очереди. Решение ещё не принято, но есть такие мнения, что данную квартиру переведут в жилой фонд и дадут очередному нуждающемуся из общей городской очереди.
В ОПЕРАТИВНОМ распоряжении Центральной городской библиотеки имеется ещё одно помещение, располагающееся в жилом многоквартирном доме, – на Дзержинского, 18. Вдруг и здесь жильцы недовольны?! Начальник отдела культуры мэрии города хоть и заверила, что это помещение изыматься из муниципального фонда не будет, но полномочий-то на изъятие квартир у отдела культуры нет, потому и цена заверений невысока.
Звонок по домофону в первую попавшуюся квартиру – и дверь в подъезд открыта даже без традиционных вопросов «Кто?» и «К кому?». В подъезде чисто, но шумно. Можно сказать, очень шумно. По яркому мужскому тенору и глубокому женскому контральто, доносящимся из жилой квартиры на первом этаже, понятно, что для разрешения глубоко интеллектуального спора, кто кого уважает, посещать библиотечный пункт совсем необязательно.
Жильцы со второго этажа оказались любителями именно книг и удивились, что присутствие библиотеки в подъезде может послужить предметом жалобы. Попутно рассказали, что большинство квартир здесь сдаётся, а нанимателям абсолютно всё равно пункт выдачи книг в подъезде или какое другое заведение.
ВЫВЕСКА «БИБЛИОТЕКА» на стене первого корпуса дома номер четыре на Широкой улице ещё присутствует. Дверь в подъезд металлическая, с неисправным домофоном – можно войти и без звонков. В подъезде порядок. Филиал располагался на первом этаже, напротив него обычная квартира. На стук и звонки в дверь этой квартиры никто не вышел и даже не обозначил своего присутствия. На верхних этажах с жильцами побеседовать удалось. Они тоже искренне удивились, что библиотека может мешать жильцам, мол, не питейное заведение, да и от магазинов, что в этом же доме, гораздо больше проблем. Недовольной книгочеями могла быть только одна дама, ответившая очень недобрым голосом: «Закрыта я. И отвечать на ваши вопросы не буду!». Тёмные окна нескольких квартир подъезда, так и не вспыхнувшие электрическим светом, наряду с мнением опрошенных жильцов, породили глубокие сомнения в том, что кто-то обращался с жалобой на посетителей филиала.
Парень с девушкой, курившие у подъезда, оказались хорошими собеседниками и рассказали, что книги из филиала перевезли в библиотеку школы № 7 – сами, мол, и видели, и помогали. Сказали, что в день переезда библиотеки во дворе дома кто-то громко разговаривал по телефону, и из этого разговора было понятно, что помещение бывшей библиотеки продано.
ПРЕДПОЛОЖИМ, что квартира в доме на Широкой не муниципальная и у неё действительно есть собственник. Кто бы это мог быть? Попытаться получить достоверную информацию можно только путём официальных письменных запросов, кои редакция, конечно, оформила. В ожидании ответов лезем в социальные сети – и без особого труда находим парня, который по доброй воле и в открытом доступе выложил информацию о месте своего проживания с 1997 по 2006 год: квартира № 1 в корпусе № 1 дома № 4 по улице Широкой. Ныне он житель Краснодара. Зная дату рождения молодого человека, высчитываем, что в 1997 году ему было 13 лет. В таком возрасте дети одни не живут. Поиск членов его семьи по фамилии тоже не был продолжительным: мать этого молодого человека зарегистрирована в налоговой инспекции города Краснодара как предприниматель в феврале 2007 года.
Как в квартире, где много лет располагался филиал библиотеки, могла жить или быть прописанной семья? Может, мэрия платила деньги за аренду этого помещения? А может, его переводили из нежилого в жилое дважды? Уверения различных «ответственных лиц» о том, что квартира будет кому-то распределена по очереди, весьма сомнительны. А вот гипотеза, что квартира давно продана и сейчас возвращается владелице или владельцу, имеет право на существование. Как и предположение, что недавно эту квартиру кто-то приобрел у законных владельцев и теперь предъявил на неё права.
На оперативные ответы из инстанций, да ещё в преддверии новогодних каникул, мы не рассчитываем, но вообще получить их всё же надеемся. Получим – и вернёмся к обсуждению темы «книжного» жилья. Если, конечно, сведения, которые всех нас интересуют, не окажутся невзначай «утраченными».
Елена Кривошеева