Фото: кадр из видеоклипа «Дельфин — J2000.0».
БИРОБИДЖАН, 28 февраля, «Город на Бире» — В Китае есть практически всё. Мне кажется, эту страну мало чем можно удивить. Наше русское золото в коротком списке «импортных предпочтений» остаётся многие годы – наряду с качественной косметикой, морепродуктами, рыбой...
Оно даже по цвету от китайского отличается: не такое жёлтое и похоже на европейское. Туристы из Поднебесной – частые гости в наших ювелирных магазинах, салонах, мастерских. Некоторые китайцы, наоборот, давно живут с нами бок о бок, а драгоценные подарки шлют на родину на праздники или по особому случаю.
20 февраля Россия в связи со вспышкой коронавируса запретила въезд на свою территорию всем гражданам Китая. И нам в редакции стало любопытно, скажется ли такой запрет на местных ювелирных магазинах. Вряд ли туристы из КНР вернутся к нам со дня на день.
Поскольку считать чужие деньги неприлично, про выручку я не спрашивала. И фамилии продавцов тоже – для зарисовки на тему «Китайцы в местных ювелирках» они не нужны.
Фото: кадр из видеоклипа «Дельфин — J2000.0».
Ювелирный магазин «Золотая орхидея»:
– Раньше, лет пять назад часто приходили к нам. Спрос был абсолютно на всё! Покупали простое золото без каких-либо камней в пределах 15–20 тысяч рублей. А сейчас уже к нам не приходят.
Ювелирный магазин «Кристалл»:
– Берут все по-разному. У нас в основном всё дешёвое покупают. Берут как кольца, так и цепочки, подвески – всё, что есть в ассортименте тоненькое, маленькое. Иногда могут купить несколько изделий, иногда и одно.
«Ювелирная мастерская» на Центральном рынке:
– У нас китайцы в основном заказывают ремонт украшений. Поэтому ремонт как был, так и есть. У людей всё ломается, а мы всё ремонтируем. Что русские, что китайцы как ходили, так и ходят, оформляют ремонт ювелирного украшения. Мы не заметили, что стало меньше приходить китайцев. Это потому, что в основном ходят те, кто здесь постоянно находится. Китайцы, конечно, тоже заказывают изделия – металлоёмкие. Те, кто здесь живёт давно, тот в золоте разбирается не хуже нас, русских.
Ювелирный салон «Золотая Русь»:
– К нам часто приходят туристические группы. Вот они всегда много покупают украшений и всегда по-разному, это могут быть и часы, и цепочки, также кольца. Раньше янтарь пользовался спросом. Никогда не видели, чтобы много брали, всегда одно, два изделия. К нам они постоянно приходят группками, поэтому непонятно, кто покупает больше – женщины или мужчины.
Ювелирный магазин «585 Золотой»:
– Летом китайцы ещё заходили, смотрели, приценялись, обращали внимания на кольца, цепочки, а сейчас вообще к нам не заходят.
Ювелирный дом «Камея»:
– В том году китайцы активно покупали, и продажи были. А вот сейчас это практически снизилось до нуля. Очень пользовались спросом у них цепочки и колечки, золото без камней, без вставок. Брали как дорогие, так и дешёвые украшения, наверное, это зависит от статуса, от возможностей. Покупают сразу много, не по одному изделию, наверное, это у них такой фетиш, берут оптом прямо. Наши клиенты были и женщины, и мужчины, то есть пятьдесят на пятьдесят. Сейчас китайцы к нам редко заходят, но на нашем салоне это пока никак не сказывается.
Ювелирный салон «Версаль»:
– Китайцы любят покупать цепи, браслеты, если берут изделия, например, кольца, то любят покупать с красными, зелёными камнями. Раньше, конечно, чаще приходили к нам. В основном покупатели – мужчины, они выбирают подарки, а женщины приходят скорее с туристическими группами. Берут бусы из янтаря, коралла, жемчуга. Иногда могут прийти и взять сразу две-три цепи одинаковых, подвесочки могут взять. Раньше, конечно, покупали очень много и такие дорогие украшения с камнями большими, крупные. Сейчас меньше они как-то покупают и берут что подешевле. Сейчас конкуренция большая, поэтому они сначала все магазины обойдут, посмотрят, где что понравилось и по какой цене – там и возьмут. В денежном плане разница, конечно, ощущается. Одно дело, когда раньше они брали – много, по три набора ювелирных. На праздники много украшений покупали. А сейчас либо выбор большой, либо конкуренция – практически не приходят.
Фото: кадр из видеоклипа «Дельфин — J2000.0».
Расспрашивала Анна БЕРКУТОВА