БИРОБИДЖАН, 29 апреля, «Город на Бире» — Йом а-Шоа или День Катастрофы и героизма европейского еврейства появился как памятная дата только в 1951 году. Национальный день памяти и траура по евреям, которые стали жертвами нацизма во времена Второй мировой войны, в Израиле и за его пределами установил Кнессет. В то время были жаркие споры о том, какую дату лучше выбрать. Премьер-министр Израиля Бен Гурион считал необходимым приурочить дату к началу восстания в Варшавском гетто. Но само восстание происходило в канун праздника Песах и дата не подходила для дня национального траура. Поэтому решением Кнессета «Днём памяти Катастрофы и героизма» назвали 27 нисана (в этом году дата выпала на 29 апреля).
В Биробиджане на территории еврейской религиозной общины «Фрейд» традиционно в этот день проводится траурный митинг. Зажигаются шесть мемориальных свечей - в память о шести миллионах погибших евреев. Право поставить эти свечи к мемориалу получают первые лица автономии. А все участники митинга могут положить к памятнику камни - символы памяти в еврейской традиции.
- Через неделю еврейская молодежь снова отправится в образовательную поездку, и мы посетим концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау. Каждый раз, когда мы туда приезжаем, я как будто впервые там нахожусь. Непонятно голове, как такое вообще могло случиться?! И всё, что там осталось - это только память. Память того, что там произошло. Бараки, печи и так далее. Память - это самое главное, что у нас с вами есть, - сказал главный раввин ЕАО Эли Рисс. - Наша задача - продолжать нести эту память. И как мы эту память можем нести дальше? Объяснять, рассказывать, что такое больше не должно произойти. Ведь это случилось только потому, что один народ не любил другой народ. Память мы можем нести только когда мы проявляем любовь и уважение. Тогда память будет жива, и тогда в мире будет мир.