Тёплое местечко
БИРОБИДЖАН, 16 ноября, «Город на Бире» — Что я знаю о кочегарах? Да в общем-то, что и большинство людей, которых с этой профессией мало что связывает. «Бери больше – кидай дальше. Пока летит – отдыхай» и то, что некоторые кочегары «вахту не в силах стоять». Вот на этих бесхитростных образцах армейского фольклора и народного творчества и был сформирован образ.
Кочегар – профессия постепенно исчезающая. Если раньше котлы, которые топились углём, были в паровозах и пароходах, в жилых домах и служебных помещениях, то теперь твёрдому топливу предпочитают газ. Но всё же угольных котельных в России пока хватает.
В Биробиджане немало многоквартирных домов отапливаются не ТЭЦ, а котельными. Принадлежат они в основном МУП «Городские тепловые сети», и обслуживают их, соответственно, работники этой организации. Один из них – кочегар с двадцатилетним стажем Владимир Беляков. И все двадцать лет Владимир Сергеевич работает на одной котельной.
На кочегаров в колледжах и училищах не учат. В котельные приходят люди самых разных специальностей. История Владимира Белякова такая же, как у миллионов других граждан бывшего СССР: окончил профессиональное училище как столяр-плотник, но в 90-е годы, когда строительство практически не велось, заводы и фабрики закрывались, сменил рубанок на совковую лопату и пошёл бросать уголь в топку.
– Особой разницы между работой современного кочегара и кочегара, который топил котлы лет пятьдесят назад, нет, – говорит Беляков. – Котельных с автоматической подачей топлива у нас немного, так что всю смену лопатой махать надо.
Несмотря на кажущуюся незамысловатость работы, абы кого в кочегары не возьмут. Современные котлы – сложные сооружения, которые требуют определённого уровня подготовки. И речь здесь не о выносливости и здоровье, хотя они тоже играют далеко не последнюю роль, а об уровне технических знаний. Ежегодная учёба на базе «Облэнергоремонта» со сдачей зачёта – у местных кочегаров добрая «традиция».
В отличие от многих своих коллег, Владимир Сергеевич работает в кочегарке и летом – обеспечивает горячей водой дома в микрорайоне «Сопка». С этой задачей справляются два человека. Ну а с октября по май, в отопительный сезон, МУП «ГТС» усиливает смену до шести человек. На вопрос, не сложно ли каждый раз срабатываться с новыми напарниками, мой собеседник отвечает, что в основном приходят одни и те же люди. Просто многие летом предпочитают копаться на дачах, ездить на вахту, работать в других местах. Считает, что за двадцать лет перезнакомился практически со всеми кочегарами Биробиджана.
Конечно, ни одно предприятие не застраховано от того, что на работу устроится человек, который позволит себе на смене употребить алкоголь. С такими здесь расстаются сразу. Доверять им следить за дорогим оборудованием, которое обеспечивает теплом тысячи горожан, – риск неоправданный.
Режим работы на котельной – сутки через трое. За эти сутки кочегар не только должен перекидать пару тонн угля, но и постоянно следить за режимом. Так что если мечтаете проводить время на дежурстве праздно – вам не сюда.
Профессия кочегара официально считается вредной. Горячо, шумно, пыльно... Здесь как нигде ежегодные медкомиссии – не роскошь, а необходимость. Профосмотры предприятие оплачивает.
Нередко работодатели Биробиджана жалуются, что толкового работника найти трудно. В условиях кадрового дефицита переманивать сотрудников с одного предприятия на другое – нормальная практика. Предложения со стороны поступали и Белякову. Отказался.
– А меня здесь всё устраивает, – ответил на моё «Почему?» Владимир Сергеевич. – Зарплата неплохая и платят стабильно, режим работы удобный, с начальством проблем нет... Зачем искать от добра добра? Есть ещё очень положительный момент в профессии – зимой отпуск не грозит. Только если очень уважительная причина.
В свободное время у Белякова небольшие мужские радости: дача, рыбалка, природа... Но порой может тряхнуть стариной и постолярничать. Если деловых предложений нет, «ковыряется с деревяшками» для души. Делает магнитики, другие сувениры. Считает, что по привлекательности мало что может сравниться с запахом распиленного дерева, особенно если это кедр или липа. К сожалению, в котельных такие ароматы не присутствуют.
Олег КОТОВ