БИРОБИДЖАН, 15 декабря, «Город на Бире» – Техника всегда была страстью биробиджанца Андрея Чумаченко. Чего только за свою жизнь он не ремонтировал, не мастерил и не изобретал! В 2016 году за чисто символическую цену он по случаю приобрёл мотоцикл «Днепр». Ну как мотоцикл – ржавый металлолом, тридцать лет простоявший в гараже. На реанимацию железного коня Андрей потратил больше года.
С детства родители в шутку называли его Кулибиным. Если какой агрегат надо отремонтировать, Андрей со своим инструментом тут как тут. Залезет в самое чрево засбоившего механизма, подшаманит там что-то – и, глядь, ожила старая техника. А если ремонтировать хлам нецелесообразно, по винтику разберет: авось, пригодятся детали для какого-нибудь полезного изобретения.
Андрей Чумаченко и изобретённая им дровоколка.
С годами тяга к технике не пропала и даже определила его профессиональную стезю. Андрей выучился в Хабаровске на инженера железнодорожного транспорта, и ныне они вдвоём с батей работают на «железке». В свободное от основной работы время Андрей по-прежнему возится дома с разнообразной бытовой техникой. Соседи, прознав о его способностях, тоже несут ему в ремонт свои сеялки-веялки.
Два года назад Андрей за пару тысяч рублей взял старый-престарый мотоцикл «Днепр».
– Сначала хозяйка просто хотела сдать его в металлолом, – рассказывает мне Чумаченко. – Он больше тридцати лет простоял без дела в гараже и, по мнению женщины, никакому восстановлению уже не подлежал. Но жалко ей стало свой раритет, с которым связано так много светлых воспоминаний юности. На этом «Днепре» ещё её отец гарцевал, по грибы, по ягоды семейство возил. Да и она сама, бывало, лет в пятнадцать стащит потихоньку ключи – и рассекают с сестрой по посёлку. Поэтому она и продавала его как цельный мотоцикл, хотя сама не верила, что его движок когда-нибудь снова заработает.
Как поведал Андрей, на последнее он и сам не особо рассчитывал. Когда разобрал двигатель, то чуть ли не полгода удалял с деталей ржавчину и накипь. И каково же было его удивление, когда под слоем горелого масла и окалины обнаружился номер двигателя и год изготовления – 1954-й! Седьмой десяток старику пошёл! Рама, правда, помоложе будет: она с 1973 года, но для двухколёсной техники и это возраст.
– В Союзе технику делать умели, – уверяет Андрей. – Этому мотоциклу сноса нет! Основное железо по-прежнему крепкое. На цилиндрах кольца рассыпались, их пришлось менять, зато сами цилиндры ещё о-го-го какие рабочие! Единственное, генератор никакому восстановлению уже не подлежал и пришлось подыскивать замену. С другими узлами проблем не было.
В качестве бонуса бывшая хозяйка «Днепра» отдала Андрею и гору разнообразных мотоциклетных деталей. Что-то он приспособил из этого арсенала, что-то докупил или нашёл на металлобазах. Некоторые недостающие штуковины смастерил сам. После тридцати лет простоя «Днепр» снова в строю.
Поколесив немного по окрестностям, Андрей выставил это детище Киевского мотоциклетного завода на продажу. Документов на него, естественно, нет. Восстанавливать их – дело хлопотное, у парня нет на это ни времени, ни желания. Потенциальные покупатели, что звонят по объявлению в «Ди Вох», щедростью не отличаются. Андрею досадно, что они предлагают копейки по его меркам. Там, говорит, одних деталей тысяч на тридцать! А сколько труда в ремонт вложено!
В музей какой-нибудь забесплатно отдавать тоже не хочется. А ведь «Днепр» в своё время состоял на вооружении Советской армии и имеет полное право выходить на парад военной техники 9 Мая. «Среди заинтересованных лиц я понимания не нашёл», – формулирует Андрей итог рассуждений на эту тему.
Пока мотоцикл стоит невостребованным, Андрей с отцом переключились на другие дела. Смастерили механическую дровоколку. Изобрели пресс-машину и штампуют брикеты для отопления из макулатуры, опилок и сухой ботвы. Три-четыре таких кирпича – и печь пару часов держит хороший жар, а стоимость – копейки. Из старой стиральной машины мужики сделали агрегат для ощипывания птицы. Закинул туда куриную тушку, повернул рычаг – и через три минуты достаешь её уже без перьев...
Ну а «Днепр»... Он терпеливо ждёт нового хозяина. Раз уж не суждено было ему погибнуть под прессом, раз попал он в руки такого мастера, значит, его мотоциклетная песня «Ой, Днепро, Днепро...» ещё не спета.
Евгений КОТОВ