О пятнах, линиях и точках
БИРОБИДЖАН, 9 апреля, «Город на Бире» — Павел Владимирович — старший преподаватель факультета «Архитектура и дизайн», кафедра ИЗО Тихоокеанского государственного университета. Подобные занятия в ДХШ проходят ежегодно. Учителя отлично понимают необходимость таких встреч: так их подопечные, которые в будущем планируют поступать в высшие учебные заведения на специальности, связанные с художественной деятельностью, могут узнать экзаменационные требования из первых уст. Ведь даже в простом на первый взгляд задании, изобразить геометрическую фигуру, кроется масса нюансов. Можно использовать штриховку, можно не точно изобразить линии или неправильно расположить точки, не найти линию горизонта. Кроме того, фигуры могут плохо сидеть в пространстве, а линии не совместиться.
— У нас в школе помимо основных программ, есть класс подготовки в вузы. В рамках этого курса мы приглашаем преподавателей различных учебных заведений, куда возможно будут поступать наши ученики. В прошлом году из девяти наших выпускников, занимающихся по этой программе, семь поступили на художественные специальности. Ещё двое на отлично сдали «Рисунок», но им не хватило баллов по ЕГЭ, — рассказала Светлана Санжарова, директор ДХШ. — В будущем планируем приглашать преподавателя на два дня, чтобы в первый можно было провести мастер-класс, а во второй ребята могли попробовать свои силы под его руководством.
Присутствующие на занятии ученики школы и студенты колледжа культуры даже не перешёптываются, внимательно слушая говорящего. Павел Баклыский объясняет собравшимся, как правильно расположить геометрические фигуры в пространстве. Это задание будет первым на экзамене.
Перед преподавателем белый лист бумаги. На нём появляются штрихи. По словам Павла Владимировича, любое изображение начинается с пятна:
— Мы работаем не с предметами, а с пятнами. Если пятно в процессе работы приобретает те качества, которые нужны художнику, значит всё сделано правильно.
Особенно важно в работе художника — найти линию горизонта.
— Линия горизонта — это уровень моих глаз. От уха до уха. Вы сидите на одинаковых стульях, и ваши глаза выше или ниже только в зависимости от вашего роста, но это незначительная разница, — говорит преподаватель.
На построение геометрических фигур на экзамене даётся четыре часа. Павел Владимирович посоветовал будущим абитуриентам не спешить:
— Первый час необходимо потратить на компоновку, ещё два часа на построение. В оставшееся время можно вносить мелкие поправки: расставьте линии в пространстве на свои места, подумайте какие детали вытащить наверх, на первый план.
Второе задание на экзамене — изображение античной головы. Этому Павел Баклыский посвятил вторую половину занятия.
Собравшихся школьников и студентов мастер-класс не оставил равнодушными, каждый вынес с этого занятия что-то своё.
— Мне понравились объяснения преподавателя. Он очень подробно обо всём рассказал. Некоторые вещи оказались для меня новыми. В общем всё было познавательно и интересно, — поделилась впечатлениями Татьяна Бесполитова, студентка 3 курса колледжа культуры по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
— Павел Владимирович познакомил нас с новыми приёмами построения. Это более точная компоновка предметов. В дальнейшем я буду пользоваться этими способами, — добавляет её одногруппница Виктория Юденко.
Светлана Терновых