Газета «Ди Вох» о художнике, фотографе и учителе из села Аур ЕАО.
БИРОБИДЖАН, 25 января, «Город на Бире» – Оле было десять лет. Она пришла к подруге и увидела её рисунок. На нём был изображён обыкновенный стул. Подруга училась в художественной школе, и этот рисунок был домашним заданием. Ольге тоже захотелось научиться рисовать по всем правилам, но учебный год уже начался и ей посоветовали прийти на следующий. Однако девочка не стала ждать. Несколько месяцев она приходила в «художку», усаживалась в коридоре, открывала блокнот и рисовала на вольную тему. Преподаватели сначала не обращали на вольнослушательницу внимания, потом стали приглядываться к её рисункам и, наконец, приняли в класс.
ПОСЛЕ ШКОЛЫ Ольга уехала из Спасска-Дальнего, где выросла, во Владивосток. Хотела в художественное училище, но в коридорах услышала, что девушкам поступить сложно – поверила и пошла в педучилище на отделение «учитель рисования, черчения и труда». Но своему увлечению не изменила: по вечерам ходила в художественную студию. После училища поступила на худграф в Хабаровский пединститут, проучилась два года и уехала в Орёл. Там у неё родилась дочь Катя, там она перенесла несколько тяжёлых операций и в 2000 году приехала с дочкой в Аур, к бабушке и дедушке. Работать пошла в местную школу преподавателем рисования, технологии и музыки.
СЕЛО АУР ещё не так давно было вполне благополучным. Располагавшийся здесь шпалопропиточный завод давал средства к существованию местным жителям. Но деревянные шпалы перестали использоваться на РЖД, и завод закрылся. Население села за последние годы значительно сократилось. Хотели закрыть здесь и школу, но всё же оставили, причём среднюю. Всё-таки до ближайшей, в райцентре, тридцать километров. Школу и детский садик разместили в одном здании. Им здесь не тесно – в школе всего пятьдесят учеников, малышей в детсаду и того меньше. Все классы очень уютные, но класс Ольги Николаевны вне конкуренции – его стены завешаны рисунками, изделиями учеников.
Все фотографии из серии «Лики и лица» можно посмотреть на сайте Биробиджанской епархии pravoslavie79.ru в разделе «Выставка Ольги Лакшинской».
Предметы, которые ведёт Лакшинская, вроде бы разные, но по сути и духу они об одном – о прекрасном. Музыка звучит на всех её уроках. И не просто фоном. Слушая «Щелкунчика» на уроке изобразительного искусства, ребята рисуют заснеженный лес, красногрудых снегирей на ветках. А на уроке технологии, выкраивая и затем украшая украинским орнаментом фартук, знакомятся с классическими произведениями, в которых звучат мотивы этого народа.
Её уроков в расписании немного, но те, кто тянется к прекрасному, собираются два-три раза в неделю в изокружке.
– Я хожу в кружок с первого класса, у меня в нём занималась сестра, она сейчас учится в институте в Хабаровске. А у меня уже несколько дипломов с конкурсов «Лучший живописец», – не без гордости рассказал семиклассник Дима НЕВМЕРУХА.
Ника ВОЛОГДИНА занимается в кружке с шестого класса. Сейчас она в девятом.
– Я не очень хорошо рисовала, – вспоминает девочка, – сейчас кое-что получается. Может быть, даже буду учиться на дизайнера или архитектора. А может, как Ольга Николаевна, буду преподавать детям изо.
Большинство семей в Ауре, как и в других российских малых городах, сёлах и посёлках, богатую жизнь, наполненную заграничными вояжами, походами по магазинам и вернисажам, видят только в бесчисленных телесериалах. В реальной жизни им приходится выживать. Большинство детей дальше своего села не выезжает. Ну, разве кому повезёт, и он проведёт смену в летнем лагере. Воспитанники Лакшинской ищут свою дорогу.
Вот, например, Никита Храмов сейчас работает визажистом в Москве, а Настя Белоносова учится на худграфе в педуниверситете. Конечно, далеко не все выпускники аурской школы станут профессиональными художниками. Но, думается, не зря прошли уроки Ольги Николаевны и для девушек, которые работают парикмахерами, маникюршами, портнихами – в этих профессиях тоже важно обладать чувством прекрасного. Аурский школьный кружок изобразительного искусства много лет подряд участвует в художественных конкурсах наравне со студиями и школами искусств Биробиджана и Смидовича. Дипломы победителей и лауреатов тоже вывешены на стенах кабинета.
Дети, считает Ольга Николаевна, самый благодарный собеседник. Они доверчивы, и важно сохранить это качество, но при этом подготовить их к взрослой жизни.
– Мы смотрели фильмы Чаплина, и я им рассказала, как он добился всего в жизни сам. И при этом остался добрым, благородным человеком. Для наших детей, за спиной которых нет богатых и влиятельных родителей, очень важно понять, что всё в их руках, а для достижения жизненного успеха совсем не нужно пробивать себе дорогу кулаками.
ФОТОГРАФИЯ долгое время не была в числе её основных увлечений. Хотя основы фотодела Ольга изучила ещё в детстве. На снимках она пыталась достичь той же выразительности, что в живописи. Но на простенькой «Смене» с примитивным объективом добиться этого было сложно. Серьёзно она занялась фотографией, когда дочка окончила школу и поступила в институт в Хабаровске. Оставшись одна, Ольга сначала с простенькой «мыльницей», а потом с полупрофессиональным «Никоном» обошла все окрестные леса, болота и поляны. Снимала пейзажи, цветы, букашек. Попадали в её объектив и односельчане, ученики.
Сегодня её снимки уже отмечены дипломами различных конкурсов, в том числе и международных.
– Люблю посещать храмы, – откровенничает моя собеседница. – Я не знаю молитв, но могу часами стоять перед фресками, иконами. Как-то стала обращать внимание на лица людей и поразилась: в церкви они облагораживаются. Захотелось сделать портреты. Владыка Ефрем не только разрешил снимать во время богослужений, но и предложил устроить выставку. Он же помог отобрать фотографии. Я сказала, что назову выставку «Лица и лики», но владыка поправил: «Лики и лица». Я согласилась, что так точнее.
Над выставкой Лакшинская работала почти год. Десятки портретов, и в каждом – своя загадка и своё открытие. Ольга призналась, что, очень тогда устала. Но оставлять фотоаппарат она не собирается.
– Я переключилась на природу – там отдыхаю душой, – говорит она.
Кто остаётся постоянно ей интересен, так это ученики. Вряд ли есть ещё школа, где в компьютере хранятся портреты практически всех её учащихся за последние несколько лет. Причём это не просто «фас – профиль», а художественно запечатлённые настроения, чувства. Тут и радости, и печали, и изумления, и восторги, и недоумения, и поражения, и победы...
Михаил КЛИМЕНКОВ