Подводя итоги ушедшего года, на страницах нашего портала мы вспомним наиболее интересные статьи газеты «Ди Вох» 2015 года.
18 апреля – Международный день памятников и исторических мест
Части бронзовой памяти
Распиленный бюст Владимира Пеллера – на чердаке валдгеймского ДК
Чердаки, как мне казалось с детства, могут хранить чудеса и таинства – от старинных книг до сокровищ. А как иначе?! Ведь крыша – последняя изгородь, отделяющая обитателей дома от небес. Люк, ведущий на чердак районного ДК, таинств не обещал, а обещал разве что возможность сверзиться с лестницы вместе с фотоаппаратом. Но то, что мне показали наверху, словно сквозняком вышвырнуло меня из текущего столетия, стало мотать во времени, и оттого ужас увиденного казался ещё страшнее. На чердаке, в десятилетнем слое пыли,покоился, разрезанный на пять частей, бюст Владимира Израйлевича Пеллера, одного из самых известных жителей области...
В СЕМЬЕ балагулы* Израиля Пеллера и красильщицы ниток Гитель было девять детей. Так что задолго до того, как стать легендарным, младший – Володя – долго был голодным. Выжил он только потому, что в колхозе «Нацмен» мальчику было поручено сторожить кукурузное поле – початками он и подкармливался. В те годы, двадцатые годы прошлого века, он не знал, что в доме бывает постельное бельё. И с одёжкой была беда. А местный раввин, когда приходил в дом Пеллеров, чтобы обучить детей чтению Торы, покрывал их макушки дерюжным мешком: читать Пятикнижие Моисеево мальчикам с непокрытыми головами он права не имел...
ПО-НАСТОЯЩЕМУ НАЕЛСЯ он только в армии. Если писать о том, каким Пеллер был солдатом, так это долго. Да и надо ли? Сами подумайте: тремя орденами Славы на фронте просто так не наградят. Из школьных учебников мы знали о том, что в истерзанном боями Сталинграде был Дом Павлова, прославившийся мужеством его защитников. А вот о том, что и Дом Пеллера был, в школьных учебниках не написано. И о том, что в Прибалтике ещё при жизни Владимира Израйлевича был открыт музей Пеллера, тоже мало кто знает. Два ранения: одно под Одессой, другое под Сталинградом; тяжелая контузия под Витебском; восемнадцать взятых в плен языков, в том числе четыре офицера.
1985 г. День открытия памятника. Фото предоставлено Музеем Боевой и Трудовой Славы (с. Валдгейм).
ВЕРНУВШИСЬ в жизнь без войны, он продолжал жить по законам военного времени. Там многое решала сила и самостоятельность в принятии серьезных решений.
В официальной биографии Пеллера вы не найдете упоминания о том, как в 1952 году председатель колхоза «Ройтер Октябрь» в селе Екатерино-Никольское Октябрьского района ЕАО заработал 10 лет лишения свободы только потому, что отказался сдать государству весь выращенный хлеб, оставив в закромах долю колхозников. Один из секретарей обкома партии, приехав в село, решил лично поспособствовать исполнению своего же указания и попытался сорвать амбарные замки. Председателю колхоза это очень не понравилось. Вышвырнутый за забор партийный деятель, конечно, предпринял все возможные меры, чтобы «хулиганствующий элемент» был исключен из партии и арестован.
Новый председатель не пожелал, чтобы семья врага народа оставалась в Екатерино-Никольском. Жена Пеллера Рива, его престарелая мать и четверо маленьких детей, лишённые жилья, пешком ушли в Амурзет, где их временно приютили знакомые. А друзья Владимира Израйлевича Исаак Гуршпан и Дмитрий Люлько по решению колхозников отправились в Бирофельд – к овощеводу, депутату Верховного Совета СССР Лее Лишнянской. Им не повезло: женщина была больна, и её покой охранял милиционер, который никого в дом не пускал. Не обо всём можно писать, но здоровый авантюризм и исключительно фронтовые качества друзей таки позволили им добиться аудиенции. Лещанская продиктовала своему секретарю документ, в котором брала Пеллера на поруки. Бумагу отвезли в Биробиджан, передали начальнику конвоя, и он успел снять Пеллера с этапа. При повторном рассмотрении дела судья учёл поручительство депутата и оставил «преступника» на свободе.
Отстаивая интересы колхозников, Пеллер ещё не раз вспоминал навыки, полученные на фронте. Однажды, например, он доказывал первому секретарю обкома партии Алексею Чёрному, что кукурузы в Надеждинском совхозе ровно столько, сколько указано в сводках, но направленная в сов-хоз комиссия насчитала на 70 гектаров больше. Истину выясняли на пароме, который тогда ходил по Бире. Своё несогласие с результатами проверки Пеллер выразил тем, что выбросил секретаря обкома в воду – в районе Казанки, примерно там, где сейчас мост. И снова был снят с работы, и почти нелегально выполнял функции управляющего отделением Петровского совхоза, которым руководил Пётр Михайлович Клименков.
КОЛХОЗ «ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА» к этому времени почти развалился. Крестьяне стали требовать выбрать председателем Пеллера, но чудом спасшийся в реке Чёрный был против. Три дня продолжалось собрание колхозников, и в итоге они своего добились. Под руководством Пеллера колхоз стал получать миллионные прибыли. Не сразу, конечно, с годами.
Если вам скажет кто-нибудь, что Пеллер позволял себе бить колхозников, так не возмущайтесь, потому что это чистая правда. Это потом работяг стали бить по карману. Владимир Израйлевич понимал, что деньгами он наказывает семью, а кулаком – только самого разгильдяя. Но даже если кто-то его и клял, жаловаться наверх не ходили.
Однажды он пришел в дом к колхознице, которая опоздала в поле, потому что поставила выпекаться хлеб. Узнав причину опоздания, Пеллер набрал в таз воды и хладнокровно залил в печи огонь. В слезах женщина ушла в поле, а вечером в её дом снова вошел председатель. Он привез ей хлеба – столько, сколько должно было испечься утром.
ОН УМЕР 25 декабря 1978 года в возрасте 65 лет. Видимо, столько ему было отмерено.
В 85-м по инициативе сельских комсомольцев на Аллее Трудовой Славы колхоза «Заветы Ильича» торжественно был установлен бюст Владимира Пеллера. О нём ещё говорили, как о живом, вспоминая характер бывшего солдата и легендарного председателя.
Другу Пеллера, директору валдгеймской средней школы Исааку Пришкольнику, бюст вообще-то не понравился. «Он на меня больше похож, чем на Пеллера, – недовольно сказал Исаак Абрамович, когда сбросили полотнище. – Скажите мне, это нос? Да это трамплин! С него дети зимою прыгать будут»... Старый учитель будто предвидел печальные события, которые произойдут уже после его смерти.
В начале 90-х несмышленая, отмороженная поросль стала забрасывать памятник камнями. Одного из подростков дочь Пеллера Аня Гуршпан буквально поймала за руку – тот нашёл себе оправдание: «Мужик же жидом был...»
Тогда районное руководство начало вести разговор о том, что бюст нужно убрать, спрятать его от вандалов. Есть и другая версия: бюст был неугоден тем, что смотрелся монументальнее, чем расположенный неподалёку памятник Ленину. Бюст сняли, а постамент снесли. Родственники хотели установить скульптуру на кладбище, но власти её не отдали, аргументировав, что раз Пеллер был человеком публичным, то и бюст его должен быть на виду.
На какое-то время скульптуру «поселили» в музее колхоза «Заветы Ильича», потом – в местном Доме культуры. Понятно, что бронзовая громадина не больно-то вписывалась в интерьер этих учреждений. В конце концов металлического Пеллера распилили на пять частей и забыли на чердаке.
СТРЯХНУТЬ ПЫЛЬ с того, что осталось от председательского бюста, мне позволила нынешний директор валдгеймского ДК Лариса Саяпина. По её словам, на чердаке скульптура оказалась по распоряжению тогдашнего зам. главы районной администрации Оксаны Олейниковой. Сама Оксана Александровна искренне удивилась такой информации, заверив меня, что указания пилить бюст не давала. Наоборот, администрация района искала возможность сделать уменьшенную копию бюста и поставить её в местном музее. В Хабаровске даже нашли скульптора, который готов был сделать эту работу, но, как это часто бывает, вопрос уперся в финансы.
Установить, кто приказал, кто пилил, кто держал, а кто подавал ножовку, можно, но нужно ли? Вопрос в другом: можно ли реабилитироваться перед памятью, спасти её, сохранить?
Художник Владислав Цап, которому я рассказал эту печальную историю, утверждает, что бюст можно ещё спаять. Сделать уменьшенную копию, не потратившись на металл.
Аня Владимировна Гуршпан сначала плакала, узнав о том, как отнеслись к памяти её отца, а после сказала: «Мы ходим к папе на кладбище, не забываем о нём. Но я не помню, чтобы хоть кто-то, кроме нас, родственников, положил цветок на его могилу. Даже в День Победы... Пусть всё останется на их совести».
В Сталинградских боях фронтовой разведчик Владимир Израйлевич Пеллер блестяще держал оборону на лестничных площадках и в подвалах. И на чердаках тоже. Он любил эту землю и её людей. Уже став Героем Социалистического Труда, он защищал их не только словом, но, когда нужно было, и кулаком. Грозный и удивительно душевный председатель колхоза никогда не молчал и не трусил. А сейчас, отлитый в бронзе и распиленный на пять частей, он видит солнечный свет, пробивающийся сквозь чердачные щели Дома культуры, слышит звуки праздничных мероприятий и молчит. Или нам это только кажется?..
Александр ДРАБКИН
P.S. В официальном перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального, регионального и местного (муниципального) значения, находящихся на территории ЕАО, размещенном на сайте областного правительства, памятник кавалеру ордена Славы трёх степеней, Герою Социалистического Труда В. И. Пеллеру до сих пор числится под номером 30. А в разделе «Почётные граждане ЕАО» сайта областного Законодательного собрания сказано, что в сельском музее установлен бронзовый бюст героя.
* Балагула – грузовой извозчик, еврей-возница, нанимаемый для поездки между деревнями и местечками черты оседлости.