Накануне 95-летия патрульно-постовой службы полиции журналист «Ди Вох» отправился со стражами порядка в «ночной дозор» (экипажем ППС № 228).
БИРОБИДЖАН, 8 сентября, «Город на Бире» –В 20:00 я прибыл в горотдел полиции. Парни, заступающие на дежурство, уже получали причитающуюся амуницию: короткоствольные автоматы, «макаровы», «броники», каски, фонарики, рации... Потом дежурные офицеры собрали их в актовом зале, чтобы довести до личного состава ориентировки. Ничего особо примечательного я не услышал. Воришки за минувшие сутки не сильно разжились: где-то украли рабочий инструмент, где-то срубили «ростелекомовские» провода, подрезали мобильный телефон... У одного неосторожного гражданина прямо из дому стырили бутылку водки и нехитрую закуску. Позабавили районные злодеи: умыкнули, понимаешь, большой баннер КПРФ, вроде как даже с изображением самого Геннадия Андреича! Но кража есть кража, и стражи порядка обязаны на неё реагировать.
По завершении инструктажа старшие офицеры проверили, помнят ли парни закон «О полиции» и приёмы самообороны. Дежурный лично удостоверился, что никто из них не забыл дома служебное удостоверение. Всё, ребята! По коням!
Я НЁС ВАХТУ в компании двух Сергеев: АНФИНОГЕНОВА и КОРОЛЬКОВА. Пока колесили по городу, я выяснил, что их карьерный старт очень схож: оба после школы прошли обучение в ДОСААФ, получили водительские корочки и ушли в армию. Корольков – артиллерист, Анфиногенов служил во флоте. Вернулись домой – отправились устраиваться в полицию. У Королькова образование среднее специальное и, соответственно, должность и звание офицерские. А Анфиногенов числится водителем и носит сержантские погоны. Первый Сергей в органах уже шесть лет, второй – четыре. Оба женаты, есть дети.
Наша зона патрулирования – район Осенней улицы. Поколесили по тёмным закоулкам. Не затеял ли кто драку? Не вскрывает ли гараж?.. Но любимый город мирно спал.
– Знаешь, раз на раз не приходится, – сказал Сергей, а какой из них, я не запомнил. – Бывает, скажем, заступаешь на дежурство в День города, думаешь: «Ну и ночка сегодня нам предстоит!» – а смена проходит на удивление спокойно. А иной раз вроде и день будний, и погода не благоприятствует, а вызовы один за одним.
В МРАЧНОМ переулке парни остановили некоего молодого человека. Вышли из машины оба – так положено по инструкции. Представились, попросили предъявить документы. Паспорта у ночного странника с собой не оказалось, но все свои данные он назвал. Связались с горотделом, проверили – всё сходится. Живет, действительно, рядом. На всякий случай молодого человека попросили продемонстрировать содержимое карманов. Сейчас у здешних наркоманов самый «сенокос» – и операция «Мак» идёт полным ходом. Парень без пререканий выложил на капот всякую всячину без малейшего намека на криминал. Извинились, отпустили.
– Бывает, остановишь на улице подозрительного субъекта – а в карманах столько всего интересного! Ножи находили, монтировки, отвёртки и гаечные ключи, наркотики, вещи, проходящие по кражам... И побегать приходилось за подозрительными гражданами, и в рукопашную вступать с превосходящими силами. Штатное оружие ещё ни разу применять не приходилось, а вот приёмы самообороны – этого хватает. Буквально на прошлом дежурстве пришлось преследовать по городу пьяного водителя. Задержали. Мало ли что в таком состоянии он мог натворить.
Едва Сергей Корольков закончил свой монолог, как нас вызвали к другому нетрезвому водителю. Обошлось без погони и рёва сирен – с задержанным уже работали сотрудники ДПС. Только отъехали – дежурный велел отправляться на домашний скандал. Пьяный мужик побил супругу, та позвонила на «02».
Приехали, разобрались, составили протокол и заполнили ещё какие-то важные бумаги. Мужика-забияку от греха подальше попросили проследовать в горотдел. Он при нас хоть и матерился, как портовый грузчик, но рукам больше воли не давал. А стоит уехать – может благоверную и до смерти забить за этот звонок, такое в полицейской практике случалось.
– Ну этот хоть не особо буйный, – усмехнулся Сергей Анфиногенов. – А то бывает, попадаются такие ребята, что и втроём заломать не можем. А в машине кто буянит, кто песни орёт, кто, извините, обмочится или наблюёт. А за машину ответственность несу я...
Мужика доставили в отдел и определили в камеру. Это уже третий его привод за месяц.
Я, конечно, побежал –
позвонил в милицию.
«Убивают, – говорю, –
прямо на дому!»
«Песня-сказка про джинна», 1967 г.
ИЗ «ДЕЖУРКИ» нас отправили в гаражные массивы – проверить, не было ли угона автомобиля. Хозяин «тачки» хоть и очень приличный и устроенный человек, но «фестивалит» уже неделю. Друг пришёл в гараж, а ворота открыты, машины нет, вокруг ни души. Горе-автовладелец в это время спал дома в полной отключке. Дали в эфир ориентировку, вызвали следственно-оперативную группу. А хозяин... Как только он узнал, что Сергей Анфиногенов из флотских, совсем берега попутал: «Братишка! Держи краба! Хочу с тобой выпить! Да ну её... эту машину!» Они с бдительным другом, оказывается, на подлодке служили, чем весьма гордятся.
Это он сейчас такой бравый, хмыкнули парни, а отоспится, протрезвеет – и бегом в горотдел: «Спасите-помогите! Найдите мою машину, мою кормилицу!» К слову, машина, по заверениям хозяина, недешёвая.
До утра съездили ещё на пару домашних скандалов, а едва начало светать, я попросил доставить меня домой, ушёл отсыпаться перед выходом на свою работу. И буквально через час-полтора случилось самое громкое и самое страшное событие этой ночи в Биробиджане: на улице Пушкина обнаружили мужчину с ножевыми ранениями, он скончался до приезда в больницу. По горячим следам задержали подозреваемых в убийстве, и в этом задержании принимал участие экипаж № 228. Надеюсь, полицейское начальство моих новых знакомых за это как-то поощрит.
Евгений СТЕПАНОВ