БИРОБИДЖАН, 21 августа, «Город на Бире» - Жители ЕАО осваивают новый уровень обслуживания и общение с семейным банком.
Ровно 9 месяцев назад ВТБ открыл в Биробиджане инновационный офис: он удивил горожан невиданным прежде дизайном и почти стал местной достопримечательностью. Как говорят сотрудники офиса, первое время люди заходили к ним «просто посмотреть». Вскоре число клиентов смарт - офиса стало активно расти: многим понравилось комфортное пространство и безбарьерное общение со специалистами банка.
За время работы нового офиса число частных и корпоративных клиентов ВТБ в автономии увеличилось на треть: сегодня их уже 9 тысяч. Ежемесячный клиентский поток инновационного офиса - свыше 1,2 тысячи человек. Благодаря «умному» зонированию, интуитивно понятной навигации и передовым устройствам самообслуживания посетители проводят в офисе в среднем 5,5 мин. С июля офис начал принимать клиентов банка Открытие, который вошел в группу ВТБ в прошлом году. Некоторые итоги за истекший период подвел вице-президент ВТБ Евгений Орлов.
- Евгений Анатольевич, сначала скажите: клиентам, которые переходят в ВТБ из Открытия, сохраняют прежние условия по их кредитам или вкладам?
- Группа работает по принципу «умной конкуренции», дублирующие офисы закрываются. Клиентов «Открытия» мы принимаем на обслуживание, максимально сохраняя их преференции. В четвертом квартале этого года начнется объединение розничной клиентской базы банка «Открытие» и ВТБ по всей России. Сначала ВТБ привлечет на обслуживание клиентов «Открытия» с кредитными продуктами: все условия и сроки погашения кредитов после миграции останутся неизменными.
- Почему, вы думаете, ваш офис полюбился биробиджанцам и даже гостям столицы автономии?
- Это дружелюбное пространство: много света, открытое зонирование, нет перегородок, мешающих общению, яркие цвета. Сотрудники здесь универсалы, к ним можно обратиться по любому вопросу, внедрена инновационная система навигации. Офис отражает нашу концепцию «Банка на каждый день»: сегодня финансовые услуги включены в нашу жизнь так же плотно, как, например, продуктовая розница. Поэтому они должны быть так же доступны, что называется, «под рукой».
Онлайн каналы общения с банком – мобильный и интернет-банк, устройства самообслуживания или, как более привычно, банкоматы – дополняют физические отделения. Сеть отделений необходима, и, как показала пандемия, она является преимуществом для развития бизнеса. Офлайн пространство, в котором встречаются специалист - эксперт и помощник и клиент – должно быть, по нашему мнению, дружелюбным, комфортным, удобным и, конечно, красивым, эстетичным.
В круглосуточной зоне самообслуживания доступны два современных банкомата с функцией приема наличных и возможностью проведения операций без использования карты – с помощью QR-кода. Инфраструктура мультифункционального отделения полностью приспособлена для обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья: организована безбарьерная среда для маломобильных клиентов, а все вывески, обозначения и банкоматы полностью адаптированы для слабовидящих или незрячих посетителей. Офис оборудован переговорной комнатой.
- Неочевидно, что обновление пространства могло так повлиять на бизнес показатели. Можете поделиться еще важными результатами работы в первом полугодии?
В этом году наш офис в Биробиджане принял уже почти 6 тысяч клиентов, его показатели по кредитам и вкладам тоже поступательно увеличиваются. Структурно этот офис входит в «куст» Хабаровского филиала – вместе с Анадырем, Комсомольском-на-Амуре. По итогам полугодия филиал показал хорошую динамику: портфель розничных кредитов прибавил 6% и составил 70,2 млрд рублей.
Быстрее всего росли кредиты на покупку авто и потребкредиты: первые - на 64%, вторые – на 11%. Если говорить о структуре портфеля, то самую большую долю в нем заняли кредиты наличными: на 1 июля их объем достиг 40 млрд рублей. Ипотека формирует 27, 6 млрд рублей. За январь-июнь ВТБ предоставил жителям края кредитов на 11 млрд рублей: в полтора раза больше, чем за первое полугодие 2022 года. Это говорит о восстановлении кредитного рынка.
Сбережения за первое полугодие увеличились на 10%, до 80,3 млрд рублей. Из них 63,8 млрд размещены в депозиты и накопительные счета. Жители Еврейской автономной области, как и в целом россияне, довольно активны в сохранении своих средств: корректируя сберегательную стратегию, они переключаются на депозиты с более длинными сроками, по которым действуют более привлекательные ставки, а также осваивают сбережения в альтернативных валютах, в первую очередь, в юанях.
Если говорить о корпоративном направлении, то показатели такие: предприятия на 12% нарастили ресурсы, их объем превысил 30 млрд рублей (+12%). Одновременно предприятия и ИП наращивали заимствования: наш кредитный портфель по итогам полугодия достиг 84,4 млрд рублей. Больше трети пришлись на кредиты среднего и малого бизнеса, их объем по итогам полугодия - 26,2 млрд рублей.
- К каким новинкам рекомендуете биробиджанцам присмотреться?
Присмотритесь к семейному банку – это новый формат обслуживания клиентов, объединение всех продуктов и сервисов, которые направлены на обслуживание семей, заботу о близких. Все, что связано с семейными тратами и семейными потребностями: карты для детей и родителей, возможность простого получения на них любых социальных выплат, страховые продукты для детей, накопительных продуктов и так далее - всего, что связано с взаимоотношениями внутри семьи.
- А как можно стать клиентом семейного банка? Что для этого нужно сделать? Сколько это стоит?
- Вход в Семейный банк ВТБ очень простой, достаточно просто открыть дебетовую карту. Выпуск и обслуживание дебетовой карты у нас абсолютно бесплатные, никаких комиссий мы не взимаем. За открытие дополнительных карт для членов семьи тоже нет никаких комиссий. Став клиентом Семейного банка, далее вы можете выбирать услуги, необходимые именно вашей семье и близким, на выгодных условиях.
- Недавно ВТБ объявил, что начнет выдавать кредиты до зарплаты и рассрочки. Это востребованные жителями небольших городов продукты, которые помогают решать проблемы семейного бюджета. Что еще предложите для «скромного кошелька»?
- Да, ВТБ запускает новые формы кредитования, кредиты на малые суммы, материальные и нефинансовые программы для семей с детьми и пенсионеров. Будем развивать рассрочки, кредиты на малые суммы до зарплаты, сберегательные продукты для людей с доходом от 15 тысяч рублей, дистанционный и выездной сервисы: это часть нашей стратегии, которая позволит предоставить поддержку банка значительно большему числу россиян.
В конце апреля мы уже начали выдавать микрокредиты на сумму от 5 тыс. до 30 тысяч рублей. сроком до 11 месяцев. Этот кредит помогает быстро решить возникшие финансовые затруднения. Думаю, в Биробиджане такие кредиты тоже будут востребованы.
- Приходят ли в офис предприятия, предприниматели?
Конечно, наш офис предусмотрен и для юрлиц. Для них работают наши сотрудники, есть переговорная комната. Размер бизнеса не имеет значения – наши двери открыты для всех. Больше того, для каждого этапа развития предприятия или ИП у ВТБ свой подход и свой набор продуктов. Начинающему предпринимателю мы поможем быстро зарегистрировать бизнес, оформить документацию, электронную подпись, организовать бухучет, юридическую помощь. Настроить сервисы приема платежей: кассы, их регистрация в ФНС, фискальные накопители, терминалы.
У зрелого бизнеса другие запросы: кредитование, помощь в госзакупках, спецсчета, гарантийный бизнес, внешнеэкономическая деятельность, инструменты и экспертиза для размещения временно свободных средств предприятия. По сложным, масштабным задачам офис может привлечь экспертизу и ресурсы Хабаровска, Москвы – чтобы все возможности, которые есть в банке для бизнеса, организовать «на месте».
Сейчас ВТБ активно работает с самозанятыми и уделяет внимание их поддержке. Мы открываем им доступ к «помогающим» сервисам – от регистрации до бухгалтерии, предоставляем скидки и льготы. Знаю, что число самозанятых в ЕАО растет, рекомендую им попробовать наши сервисы. Также в феврале для этой категории клиентов мы перезапустили ипотеку, в 1,5 раза увеличив доступную сумму средств и смягчив требования. В новой программе ВТБ отсутствует надбавка к ставке и другие ограничения в случае получения кредита без подтверждения дохода. Таким образом, условия ипотеки для самозанятых в банке теперь идентичны параметрам для клиентов, работающих по найму.
- Интеграция банка Открытие, о которой мы говорили в начале интервью, коснется и предпринимателей. Как ВТБ обеспечивает этот процесс? Будет ли клиентам удобно?
- Здесь идет большая работа. Мы настроили ИТ-системы и продуктовую линейку так, чтобы предложить каждому клиенту ВТБ и «Открытия» лучший набор привычных сервисов, чтобы каждый почувствовал пользу от интеграции. Для этого была разработана специальная цифровая платформа для клиентов среднего и малого бизнеса, которая объединила более 60 лучших финансовых продуктов и нефинансовых сервисов обоих банков. Клиенты ВТБ и «Открытия» смогут продолжать пользоваться привычными сервисами в удобных им форматах: в интернет-банке и в мобильном приложении. Переход на новую платформу - полностью цифровой. Остатки средств, продукты, сохраненные настройки и шаблоны будут перенесены в новую платформу автоматически, дополнительных действий от клиентов не потребуется.
Фото - Банк ВТБ