Рис. Виктора БОГОРАДА.
Имеющий уши, да не слышит
БИРОБИДЖАН, 6 августа, «Город на Бире» — Пару недель назад мэр областного центра позволил себе... Нет, не выходку, а как раз наоборот – «невыход»... Словом, ситуацию, которая снова прославила Биробиджан на полстраны. Жители Железнодорожного посёлка, зная о том, что градоначальник отправился в очередной объезд по территории, приготовились было встречать его хлебом-солью, но тот, увидев группу местных, даже из автобуса не вышел. Народ сразу же окрестил это «побегом», и информация о «непацанском» поведении главного городского чиновника разлетелась по миру со средней скоростью три мегабайта в секунду.
ИНЦИДЕНТ шумно обсудили во всех соцсетях и местных интернет-изданиях; волну подхватили хабаровчане; «элегию» о том, «как глава Биробиджана Евгений Коростелев не нашёл пути в своём городе» выпустила в свет «Независимая газета»... Может, и ещё кто отметился, мы не следили. Так что если вы не в курсе ситуации и хотите подробностей – легко найдёте в Сети. Вопрос в другом: имеет ли право первое лицо столицы российского региона избегать публичности?
О том, что профессиональным журналистам сложно найти общий язык с действующим градоначальником, мы говорили не раз, и пусть это даже спишут на нашу недоработку. Но люди-то?! Население имеет право на диалог с властью, на разговор «глаза в глаза». И раньше в Биробиджане уж с чем-чем, а с этим проблем не было. Легко шли в народ и Болотнов, и Винников, беря в этом пример с губернатора Волкова. Бывший милиционер Пархоменко тоже был всегда на виду. И даже нынешний президент страны стоически терпит неудобства многочасовых прямых эфиров, чтобы напрямую пообщаться с людьми. Только до нынешних наших властей не достучаться.
В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ, когда мэрий ещё не было, в городской администрации работал телефон для экстренных сообщений, на котором представители власти дежурили по очереди. Не диспетчер, подчёркиваю, не охранник. Я уже не говорю, что подобные дежурства были в горкоме и райкомах КПСС. Звонить можно было в любое время суток, и каждый знал, что дежурный по городу если и не поможет сразу, то утром обязательно сообщит о звонке председателю горисполкома.
– Вся информация, поступившая по дежурному телефону, докладывалась мне лично, а я уже отписывал звонки своим замам по направлениям работы, – рассказывает мне бывший глава Биробиджана Виктор БОЛОТНОВ. – Каждое утро, примерно к восьми часам утра, объехав все городские помойки, я приезжал в администрацию. Иногда у парадного входа, на ступеньках, меня уже кто-нибудь ждал. Я старался человека принять, выслушать. Два раза в месяц проходил официальный приём граждан. Я не записывал себе больше тридцати человек. Тридцать – это максимальное количество жалобщиков, наболевшие проблемы которых можно постараться решить.
Мне захотелось напомнить Виктору Владимировичу один случай. Как-то на крыльце мэрии его остановила женщина и рассказала страшную историю о родственнице, которая осталась без обеих ног, и о её слепом сыне. Что живут они в частном доме и бессильны даже себя обслужить, не то что вести хозяйство. «Это ужас какой-то...» – выслушав женщину, сказал тогда Болотнов (по ряду причин я знаю это совершенно точно). Он тут же вызвал одного из заместителей и распорядился предоставить семье благоустроенное жильё, пусть даже минимальной площади. Калеки вселились в квартиру уже через неделю.
Болотнов с большим трудом вспомнил эту ситуацию, но никакого особого значения ей не придал.
– Случай действительно был тяжёлый, даже трагичный, – сказал он, – но что особенного в оперативности решения вопроса? Городская власть на то и поставлена, чтобы именно такие проблемы решались в первую очередь.
Хорошее было время. Руководители говорили с людьми, глядя им в глаза, и встречи с горожанами были обыденными, как приход в гости к друзьям без предварительного звонка. Разве можно такое представить сейчас?!
СМЕНИВШИЙ Болотнова на посту мэра Александр Винников, кроме личного приёма, стал систематически встречаться с председателями домовых и уличных комитетов, которые рассказывали ему о проблемах жизни «на земле». Но ещё эффективнее была «Радиоприёмная мэра». Передача шла в прямом эфире каждый последний четверг месяца. Начиналась она ранним утром, в 7:10, и заканчивалась в 7:50. Любой житель города мог задать вопрос мэру и получить на него ответ. Анонсы этой передачи включали регулярно, в них напоминали номер телефона прямой линии, тему и время эфира. Поскольку вопросы можно было задавать заранее, к эфиру их могло накопиться и двести, и больше. Чтобы ответить на все, сорока минут было, конечно, недостаточно, а вот взять их все в работу и точно знать, чем живут горожане, – вполне.
Точно по такой же схеме были организованы «Прямые разговоры» на телевидении. В них принимали участие губернаторы: долгое время Николай Михайлович Волков, а после – всё тот же Александр Аронович, но уже в статусе главы не города, а региона.
– Двухминутные телевизионные сюжеты о работе правительства не могут заменить непосредственного общения с людьми, – говорит экс-председатель телерадиокомпании «Бира» Елена МИГУНОВА. – К сожалению, прямых разговоров руководители города и области уже давно стали избегать, они не находят времени и средств ни для телевидения, ни для радио. Предпочитают общаться с населением через пресс-службы.
И если б наша власть была
Для нас для всех понятная,
То счастие б она нашла,
А нынче – жизнь проклятая!
«Она на двор – он со двора», 1965 г.
ПРЕСС-СЛУЖБЫ есть во многих ведомствах, но далеко не везде руководители перекладывают на них общение с просителями. Свои корреспонденты в погонах есть и в полиции, и в прокуратуре. Они тоже исправно рассылают в СМИ пресс-релизы, но и нынешние руководители эти ведомств взяли себе за правило общаться с населением напрямую. Там безотказно работают телефоны доверия, приемы граждан, в том числе и выездные, носят не случайно-показные, а систематические, рабочие формы общения с людьми. Прокурор области Заурбек Джанхотов, например, отдельным расписанием принимает предпринимателей области, вникая в их проблемы. А начальник УМВД России по ЕАО Александр Добровольский только за первые пять месяцев своей работы побывал в трёх рабочих коллективах, посетил учебные аудитории местного университета и принял на личном приёме десятки граждан.
Вы очень удивитесь, узнав, что в числе прочего руководителям правоохранительных ведомств люди жалуются на элементарную «коммуналку». И те не отмахиваются, а решают! Прокурор добился устранения некоторых бытовых проблем в Теплоозёрске, а полицейскому начальнику пришлось помогать одному биробиджанцу подключать дом к электричеству... Это не смешно. Это очень грустно, когда люди занимаются не своим делом. Не должны большие полицейские чиновники решать вопросы, относящиеся к компетенции местных властей.
НОМЕР мобильного телефона Андрея Пархоменко – и милиционера, и мэра – был в Биробиджане, наверное, у каждого второго. Вот кто от людей точно не прятался. При нём телефон городской горячей линии 4-10-10 знали наизусть. Не один раз Андрей Геннадьевич подчёркивал в своих интервью, что его утро начинается с прослушивания поступивших сообщений. Сегодня этот номер тоже работает, на звонок отвечает диспетчер. Вот только кто и как оперативно реагирует на эти сообщения, и реагирует ли вообще, история умалчивает.
Нынешний мэр любит вступать в переписку – не берусь оценивать, насколько продуктивную. Сначала свои беды человек должен доходчиво изложить на бумаге, потом принести её в специально отведенный кабинет – №105. Там, в полном соответствии с Федеральным законом №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан» заявление примут, зарегистрируют и, наверное, дадут ответ в установленные этим же законом сроки.
Попасть на личный приём к мэру тоже вроде как возможно, только записаться надо заранее. А чтобы записаться, надо знать, где, как и на какой день. Вся положенная информация есть на сайте мэрии. Но лично у меня с первой попытки найти не получилось. Подсказываю: сайт biradm.ru. Потом вкладки «Местное самоуправление» – «Мэрия города» – «Информация о работе с обращениями граждан» – «График приёма граждан». Но записаться на сайте нельзя. Там можно только дату приема узнать и номер телефона для записи. А потом уже надо звонить или лично приходить во всё тот же 105-й кабинет... Почувствуйте разницу: ко всем предыдущим начальникам тоже можно было записаться на приём заранее. Но в случае нужды можно было и в восемь утра на ступеньках поговорить. А нынешнего, чтобы поговорить, ещё догнать надо...
ЕСЛИ ПУТИН Коростелеву не пример, могу ещё один привести. Я видел и слышал, как Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, освятив место будущего храма Александра Невского, пошел к людям. Он старался услышать их всех вместе и каждого в отдельности. Кому слово сказал, кому два. И общению не мешала даже профессиональная охрана. Ничто не мешает, когда людей хочешь слышать.
А ЛЮДИ?.. Люди идут к тому, кто может их выслушать и помочь. Человеку нет разницы, во что тот одет. В пиджак, рясу, камуфляж или спортивный костюм. А получив помощь, человек сам встанет на защиту интересов стороны, проявившей сочувствие.
Александр ДРАБКИН