БИРОБИДЖАН, 3 июля, «Город на Бире» – В какой-то период анекдоты про наркотики у нас стали популярнее еврейских. И в этом есть очевидная закономерность: евреев в ЕАО стало меньше, а наркоманов – больше. Наверху проблемой озаботились и в сентябре 2002 года создали Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Правда, существование её было недолгим, и в апреле 2016-го функции ФСКН снова передали полиции. Стоит ли говорить, что такие реформы, пусть и на короткое время, но осложняют криминогенную ситуацию в регионе?.. А конопля в области как росла, так и растёт. Гашишное масло дурманит головы сотням селян, поставляется на продажу в города, поступает в качестве «подогрева» на зоны и в следственные изоляторы.
Рис. Игоря КИЙКО.
ГЛАВНЫМИ «житницами» зелёной дури на территории ЕАО всегда считались Биробиджанский, Ленинский и Октябрьский районы. В разные периоды времени уничтожение конопли – и дикорастущей, и культивируемой – то затихало, то становилось особой государственной задачей.
В нынешнем году комиссию по борьбе с незаконным оборотом наркотиков возглавил лично губернатор области, на уничтожение зарослей конопли в кои-то веки выделены деньги.
Традиционная спецоперация УМВД России по ЕАО «Мак» стартовала, как всегда, в мае. Она поделена на семь этапов, первый уже завершён. Его результаты можно отследить по ситуации в Октябрьском районе автономии.
КУСТЫ дикой конопли вытягиваются, как правило, возле бывших ферм. На момент нашего приезда они были уже уничтожены. Впрочем, эта информация получена исключительно со слов руководителей района и местного самоуправления. На борьбу с дурман-травой у района есть шестьдесят тысяч рублей, потратили пока лишь две с половиной тысячи. Но ведь и работа только началась.
– Пока денежных средств, выделенных по муниципальной программе, нам хватает. Во всяком случае, их достаточно по сравнению с прошлыми годами, – говорит Марина ЛЕОНОВА, первый зам. главы Октябрьского района. – Первый этап был направлен в основном на выявление мест произрастания конопли, и средства шли на заправку высокопроходимой техники. Сейчас эти места установлены, главы поселений и полиция знают о нашей готовности выделить деньги на уничтожение конопли. В нынешнем году главам поселений уже разосланы предписания о необходимости уничтожения конопли на выявленных участках. В июне к нам в район поступило химическое средство «Торнадо» для уничтожения конопли в местах её произрастания. Оно уже поставлено на баланс в управлении сельского хозяйства. Сейчас мы будем приобретать опрыскиватели для использования этого средства.
ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ отчётов следует, что в минувшем году в районе выявлено 12 гектаров с коноплёй. Первый этап операции «Мак-2018» тоже заключался в установлении мест её произрастания.
Начальник Октябрьского отделения полиции Олег КУЗНЕЦОВ не имеет права широко распространяться о методах своей работы. В допустимом варианте это звучит примерно как «получение оперативной информации путём работы с населением». Вот, например, собирает какой-нибудь житель села папоротник на сопке – и случайно натыкается на «огородик» с коноплёй. О том, что видел, он потом может сообщить полицейским «в ходе доверительной беседы». Потом правоохранители выезжают на указанное место и проверяют полученную информацию на достоверность.
– Очаги произрастания с каждым сезоном уходят всё дальше в леса. В самих сёлах и в непосредственной близости от них конопля со временем иссякает, – рассказывает Олег Игоревич. – Из года в год нами фиксируются факты изъятия наркотиков в крупных и особо крупных размерах. Что касается потребителей, то об их точном количестве говорить трудно. Если делать выводы по протоколам об административных правонарушениях, то в районе их составляется примерно 150 в год. И, естественно, одни и те же лица могут фигурировать в них несколько раз. Как правило, заготовители наркотиков – это люди, сами употребляющие наркотические средства, по большей части безработные. В их случае заготовка конопли – это и заработок, и добыча марихуаны для собственного употребления. С нашей стороны организация процесса уничтожения конопли отработана чётко. Получив информацию, мы собираемся в администрации района, определяем необходимое количество людей и машин, согласовываем время работы, после чего выезжаем на место, уничтожаем растения и с чистой совестью уезжаем.
ГЕОГРАФИЯ произрастания конопли зависит от положения дел в сельском хозяйстве. Растение любит унавоженную землю, поэтому больше всего конопли там, где есть летние полевые станы для содержания скота. В Октябрьском районе такие станы раньше были у сёл Полевое, Нагибово и Ручейки. Теперь поголовье скота значительно сократилось, а жалкие остатки растений в тех местах вовремя выкашивают.
– Денег на уничтожение конопли мы не просили, потому что мы уничтожаем коноплю только в пределах нашего населенного пункта, – говорит Анатолий ПЕРМИН, глава Полевского сельского поселения. – В Полевом есть три постоянных точки произрастания. Одну мы выкосили вчера, завтра я посмотрю вторую и третью. Высоко трава ещё не выросла, сантиметров тридцать. «Торнадо» мы не пользуемся. Это гербицид сплошного действия, он уничтожает всё подряд. А на следующий год там трава вырастает ещё больше.
Спрашиваю Анатолия Петровича, не возмущена ли его действиями «общественность», имея в виду местных наркоманов.
– Может, и возмущена, – отвечает, – только я никого не боюсь. Я здесь вырос, семьдесят процентов села – мои родственники, пусть, наоборот, меня боятся. Есть, конечно, главы администраций, которые побаиваются мести наркоманов, они сами коноплю не уничтожают, а сообщают в полицию, что, в принципе, имеет тот же результат.
ОТ НИКОЛАЯ ШАЛЯПИНА, главы Амурзетского сельского поселения, я узнал, что современные наркозаготовители предпочитают передвигаться на мотоциклах – быстроходных и маневренных транспортных средствах, на которых легко уйти от любого преследующего автомобиля. Продажа мотоциклов в районе в последнее время заметно активизировалась. Зная это, наркодельцов местного масштаба легко вычислить: достаточно прислушиваться к звукам в селе. Вряд ли после 23 часов мотоциклы заводят, чтобы просто покататься.
Иногда наркотики заготавливают и перерабатывают далеко в сопках. Там на хорошо замаскированных и тщательно охраняемых «пятаках» (так на жаргоне называются посадки конопли) могут изготавливаться десятки килограммов гашишного масла. Вывозят криминальную продукцию частями. Чаще всего – в период уборочной кампании. Если транспортировка по какой-то причине задерживается, криминальную продукцию помещают в капроновые бочки и закапывают в землю «до лучших времен».
ИТОГОВЫЙ результат спецоперации «Мак-2018» – общей работы полицейских и чиновников разных уровней – будет виден осенью. Чем меньше конопли, тем спокойнее наша с вами жизнь. Это же очевидно.
Александр ДРАБКИН