Фото из архива.
БИРОБИДЖАН, 1 декабря, «Город на Бире» — «Предлагаю на Новый год купить для города искусственную ёлку, а не живую. Что думаете?» – в такой формулировке был запущен опрос в инстаграм-аккаунте Александра Головатого. В качестве иллюстрации – две фотографии, которые смело можно использовать как мемы про китайские интернет-магазины в жанре «ожидание и реальность».
Искусственная ёлка сфотографирована в центре какого-то крупного города. В темноте и со всей шикарной иллюминацией – и своей, и красивых рядом стоящих зданий. Прекрасное звёздное небо благосклонно наблюдает за этой неземной красотой, а ёлка отвечает ему ярким светом своей звезды (ну или снежинки), которая украшает её верхушку...
Оппонентом выступила фотография живого дерева. Здесь никакой романтики. Фото сделано в Биробиджане (не исключено, что в прошлом году), и ёлка выглядит так, как должна выглядеть провинциальная новогодняя ёлка днём: без красочной иллюминации, без звёздного неба, без зданий неподалёку с интимной подсветкой, да к тому же слегка скособочена. В общем, не надо быть Павлом Глобой, чтобы догадаться, за какую ель проголосовали подписчики биробиджанского мэра. Всего в опросе приняли участие примерно три с половиной тысячи человек, 94 процента которых высказались за искусственную ёлку. По всей видимости, людям хочется, чтобы прекрасное звёздное небо благосклонно наблюдало и за Биробиджаном.
Однако результаты опроса на улице, который провёл интернет-портал «Город на Бире», были не столь категоричны. Фотографии красивой и не очень красивой ёлки наш журналист не предлагал, поэтому горожане отвечали, руководствуясь лишь своими мотивами. И получился примерный паритет. Конечно, выборка у портала была существенно скромнее, человек двадцать, поэтому считать итоги этого опроса более точными, чем голосование на странице мэра, будет неправильно.
Как бы то ни было, решение о покупке многоразовой ёлки, по всей видимости, принято.
– Искусственная 25-метровая ёлка из Китая стоит один миллион 350 тысяч рублей, – рассказал журналисту «Ди Вох» Александр Головатый. – Она может использоваться лет пять-шесть как минимум. То есть привезли, собрали, отпраздновали, разобрали, увезли. Это существенно упрощает процедуру установки ёлки. Выглядит она гораздо привлекательнее, чем ёлка, которую мы привозим из тайги. Живую надо вставлять в железный каркас, затем нижнюю часть закрывать ветками и всё равно смотрится не очень. Ну и экологическую составляющую необходимо учитывать.
Из опроса, проведённого журналистом объединённой редакции газеты «Ди Вох» и интернет-портала «Город на Бире»:
Наталья ВИНОГРАДОВА:
– Я как защитник природы за искусственную ёлку. И дома у меня такая. И вообще, я даже шубу из натурального меха не ношу, так как считаю, что надо беречь природу.
Татьяна ЕВМЕНОВА:
– Конечно, хочется ёлку настоящую. Новый год всегда должен быть настоящим волшебством, а искусственная ёлка не совсем этому способствует. Хотя, признаюсь, дома я ставлю искусственную ёлку.
Наталья ПЕРЕМИТИНА:
– Мне больше нравится искусственная. Она и стоять может дольше, и использоваться несколько раз, и живое дерево рубить не надо. И выглядит она точно не хуже, чем живая.
Ольга ВЕТЛУГИНА:
– Искусственная ёлка, мне кажется, будет лучше. Она ровненькая, и её можно много раз использовать. И для городского бюджета, наверное, будет выгоднее купить один раз и ставить несколько лет, чем каждый год из тайги перевозить дерево.
Ольга ОКЛАДНИКОВА:
– В душе я за настоящую ель, но если руководствоваться холодным экономическим расчетом, то, пожалуй, за искусственную.
Аргумент «экологическая составляющая» популярный, но, мягко скажем, неубедительный. Достаточно хотя бы один раз побывать на таможенном пункте и лично увидеть, сколько таких ёлок и других деревьев вывозят в соседний Китай полными баржами. Одно в году спиленное дерево существенный ущерб экологии точно не нанесет.
С экономической точки зрения однозначно сказать, какой вариант лучше, сложно. По словам мэра, доставка, установка, украшение и разборка настоящей ели обходятся городскому бюджету порядка 400–450 тысяч рублей. Правда, это в том случае, если ёлку доставлять из тайги. А вот ежели, к примеру, за несколько недель до праздника «назначить» какую-либо ёлку, растущую на территории муниципального детского сада или школы опасной (как это с успехом сделали городские власти в прошлом году), то и стоимость главного символа новогодних праздников заметно снизится. Исходя из цифр, которыми поделился Александр Сергеевич, ежегодная амортизация искусственной ёлки – это примерно 200–250 тысяч рублей. Плюс ещё, наверное, столько же за установку, украшение, разборку и транспортировку. То есть, ни особой материальной выгоды, ни особых дополнительных трат городской бюджет от искусственной ёлки иметь не будет.
Что касается красоты и эстетики, то и здесь всё неоднозначно. Александр Головатый подчеркнул, что практически во всех крупных городах ДФО теперь устанавливают искусственные ёлки, и это действительно так. Более того, предпочтение пластиковым «таёжным» красавицам отдают практически все города России. Лишь несколько «провинциальных» – в том числе Москва, Уфа, Екатеринбург – продолжают тяготеть к «натуральному продукту». Биробиджан оставался одним из немногих городов, который вполне мог себе позволить «рубить ёлочку под самый корешок». Похоже, что теперь мы станем одни из многих.
Лично мне одинаково приятно – что натуральная ёлка, что пластмассовая. Главное, чтобы мы вновь не удивили страну зелёными символами Нового года в количестве двух штук.
Олег КОТОВ