Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 270

Первый среди равных: интервью с дирижером Дальневосточного академического симфонического оркестра

606

БИРОБИДЖАН, 16 октября, «Город на Бире» – Дальневосточный академический симфонический оркестр из Хабаровской краевой филармонии представил биробиджанцам десятую симфонию Шостаковича; «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере Мусоргского «Хованщина» в оркестровке всё того же Шостаковича; и сюиту из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Это программа, подготовленная оркестром специально для V Симфонического форума России, который сейчас, с 5 по 13 октября, проходит в Екатеринбурге. Музыканты сравнивают этот слёт профессионалов с Олимпийскими играми. В мероприятии такой значимости ДВАСО принимает участие впервые. В интервью газете «Ди Вох» главный дирижёр оркестра Антон ШАБУРОВ рассказал о важности симфонического форума для своей карьеры, а также о сопереживании, дирижерских палочках и творчестве Высоцкого.

– Антон Александрович, в Биробиджане вы обкатываете программу, подготовленную для симфонического форума. Разве по реакции провинциального зрителя можно понять, понравится ли она профессионалам?

– Музыка – это не узкопрофессиональная история. Она пытается достучаться до сердец людей, в том числе и очень далеких от классической музыки. Поэтому для меня чувства обычного зрителя точно так же важны, как и реакция профессионалов. Для меня это особая задача – добиться эмоциональных, чувственных реакций от публики Биробиджана. Я тоже родился не в столице и не вижу никакого пренебрежения в слове «провинциальный».

– В своё время Биробиджан потерял изрядную долю интеллигенции. Современная аудитория в большинстве своём совсем не подготовлена к классической музыке. Вас это не пугает?

– Я далёк от ощущения, что классическая музыка элитарна. Да, она, как высокая литература: про сопереживание и соучастие с тем, что происходит. По сути, мы пытаемся сыграть музыкальный спектакль, инструментальную драму. Не верю я в то, что классическая музыка своим эмоциональным рядом доступна только элите. Ничего подобного! Просто в ней не надо искать развлечения, как, например, в поп-музыке. В ней надо искать то, что вы получаете от романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание»...

– Симфонический форум пройдет в вашем родном Екатеринбурге. Вызывает ли это волнение? Думали ли вы об этом, когда готовили программу?

– Я не так давно перестал работать на постоянной основе в Екатеринбурге. И там все прекрасно знают, что я уехал в Хабаровск. Конечно, это определенный вызов – показаться перед родной публикой с коллективом, ради которого я оставил Екатеринбург. Я хочу сделать так, чтобы возникло ощущение, что я не зря уехал и что этот год с небольшим прошел в действительно достойной работе.

Антон Шабуров, худрук и главный дирижёр Дальневосточного академического симфонического оркестра (Хабаровск).

Родился в 1983 г. в Свердловске (ныне – Екатеринбург).

В музыкальной школе учился по классу баяна.

В 2011 г окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование». В 2016-м там же окончил ассистентуру-стажировку.

В 2008–2017 годах работал в Уральской государственной консерватории им.М.П.Мусоргского (Екатеринбург), где руководил симфоническим оркестром и преподавал на кафедре оркестрового дирижирования.

Лауреат премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» (2010).

Победитель III Открытого Всероссийского конкурса симфонических дирижёров им.М.П.Мусина (2013; Гран-при и приз зрительских симпатий).

Победитель I Международного конкурса дирижёров им.Ф.Мендельсона (2016; I премия).

– На Дальнем Востоке мы все привыкли к тому, что большие начальники приезжают сюда только затем, чтобы попозже, года через три-четыре, перебраться в более комфортный регион с повышением. Вы хотите уехать из Хабаровска или, наоборот, закрепиться здесь?

– Испытательный срок, который я даю себе сам, – три года. Первый сезон прошёл, начался второй и точно будет третий, по результатам которого я и приму решение. Это не вопрос карьеры, я не за строчкой в биографии ехал. Это вопрос целесообразности моего здесь нахождения. Я сразу говорил, что приехал, чтобы помочь оркестру выйти на новый уровень. Это дорога с двусторонним движением, один я не справлюсь. Я жду должного отклика не только от служб филармонии, но и от правительства Хабаровского края, от губернатора. Я буду работать в Хабаровске ровно столько, сколько я буду чувствовать, что нужен здесь. Я абсолютно не держусь за должность. У меня немало приглашений, но сейчас я дорожу тем, что как главный дирижёр оркестра определяю звучание, репертуарную политику, лицо коллектива. Конечно, хочется, чтобы это был не эпизод, а серьёзное дело, в которое будет вложен не один год моей жизни.

– Как изменился оркестр за первый год вашей работы в краевой филармонии?

– В первую очередь кадрово. Несколько музыкантов приехали к нам из других регионов, но я уже понял, что мало музыканта привлечь, его надо удержать. И здесь нам нужна поддержка краевой администрации, поскольку финансовой подписи у дирижёра нет. В Биробиджане зрители услышат оркестр в максимальном составе, более 70 человек. Посмотрим, кого из них нам удастся сохранить.

– А музыканты могут вносить свои изменения в программу? Или они всегда и во всём слушаются дирижёра?

– Я верю, что дирижёр – первый среди равных. Никакой он не диктатор, давящий индивидуальность. Я поддерживаю музыкантов, если они вносят коррективы, но только не словесные, а исполнительские. Если музыкант в своём сольном эпизоде предложит что-то необычное, и это будет убедительно, такие коррективы я всегда приму.

– Для обывателя дирижёр – это человек во фраке и обязательно с палочкой. Как приобретаются эти вещи, быстро ли изнашиваются?

– У меня был период, когда я дирижировал совсем без палочки, потому что, извините за прозу жизни, их все переломал. Сейчас я вернулся к дирижированию с палочкой. Комплект, который у меня сейчас, куплен в Вене. Не из-за бренда, а из-за качества я покупаю дирижёрские палочки за границей. Это не вопрос престижа, важно только удобство. Насчёт фраков я знаю, что некоторые мои коллеги их покупают, причём у серьёзных кутюрье. Я стараюсь не покупать, а именно шить на заказ. Последний мой фрак сшит – я даже этим немножко горжусь – в Санкт-Петербурге, в ателье RESTElegance. Там шили фраки таким прославленным дирижёрам, как Марис Янсонс и Владислав Чернушенко. Но выбор ателье –  это тоже не вопрос бренда. Качество и комфорт очень важны, потому что дирижёрский фрак – это особая история, он шьётся по специальным лекалам. В нём надо не просто стоять и красиво ходить, а активно двигаться. Мои первые фраки были сшиты людьми, которые прекрасно понимали, как сшить костюм для светских раутов. Стоять в тех фраках было великолепно, но двигаться некомфортно.

– У нашей газеты есть проект, посвященный памяти Владимира Высоцкого. В каждом номере к главному тексту мы подбираем цитату из его песен. А как вы относитесь к творчеству Владимира Семёновича?

– В некотором роде я даже вовлечён в его творчество. В Екатеринбурге шесть лет подряд проходил фестиваль, который организовывало уральско-шотландское общество. Корифеи уральского рока исполняли песни Высоцкого под аккомпанемент симфонического оркестра, где я был за пультом. Более того, я был аранжировщиком всех этих историй! Я тогда по-особенному проникся его творчеством. А на январь будущего года мы с хабаровскими артистами запланировали концерт по музыке Высоцкого. Я очень трепетно отношусь к творчеству Владимира Семёновича, люблю его песни, в том числе не сильно известные. Например, «Идут по Украине солдаты группы “Центр”». Кроме того, я один из тех, кто читал прозу Высоцкого. Любимая цитата?.. На языке вертится: «Наградою нам за безмолвие обязательно будет звук».

Год Владимира Высоцкого

Тишина. Только чайки – как молнии.

Пустотой мы их кормим из рук.

Но наградою нам за безмолвие

Обязательно будет звук.

«Белое безмолвие», 1972 г.

 

Беседовала Вера КРАВЕЦ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1