БИРОБИДЖАН, 27 сентября, «Город на Бире» – Человека на дороге ночью должно быть видно. Особенно ребёнка – потому что он маленький и его сложнее заметить; особенно вне населённого пункта – потому что с освещением трасс у нас дела обстоят не очень. Именно поэтому в России все пешеходы в ночное время обязаны иметь на одежде светоотражающие элементы. Точнее, вне населенных пунктов их ношение обязательно, а на территории городов и посёлков – рекомендовано. Соответствующие поправки были внесены в Правила дорожного движения ещё три года назад, но до сих пор не особенно прижились. У нас вообще нередко случается, что новый закон легче написать, чем исполнить.
Катафот (от древнегреческих корней «усиление» и «свет») – устройство, предназначенное для отражения луча света в сторону источника с минимальным рассеиванием. Используется для привлечения внимания в условиях недостаточного освещения.
СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ элементы – это не только катафоты, но и полимерные ткани, плёнки, обработанные особым образом. Люди крепят их на одежду, обувь, рюкзаки.
«Светящегося» пешехода проще заметить, и неважно, в темноте он двигается вдоль дороги или пересекает проезжую часть. Обязанность «отражаться» ПДД возложили и на водителей при ночной остановке, что, на мой взгляд, совершенно справедливо. Но если на школьников катафоты и блестящие значки ещё можно нацепить, то большинство взрослых носить их категорически отказываются.
Статистика ночных ДТП с участием пешеходов в ЕАО на первый взгляд скромная: пять-шесть наездов за год. Вот только последствия обычно тяжёлые, вплоть до летального исхода. И во всех сводках без исключения фигурирует одно и то же обстоятельство: «...в тёмное время суток вышел на дорогу без светоотражающих элементов на одежде».
Повторюсь: в населенных пунктах, даже если это глухая деревня без единого фонаря, носить светоотражатели не обязательно, во всяком случае, их отсутствие не наказуемо. Но пешеходу – и большому, и маленькому – желательно понимать, что сбить его могут даже на зебре со светофором в свете огней большого города. Так зачем дополнительно рисковать?
В конце августа на территории Птичника водитель сбил мальчика – в тёмное время суток на нерегулируемом пешеходном переходе. Парнишка не «высветился» в луче фар, возможно, потому шофер его и не заметил. Пострадавший жив, но получил серьёзные травмы, а водитель, вероятно, получит срок, поскольку скрылся с места происшествия. Так что «носить не обязательно» вовсе не значит, что «носить не нужно».
– Я сама вожу машину и, конечно, понимаю, как важно носить одежду со светоотражающими элементами. Есть детские курточки, которые так светятся ночью, что видно их за сотни метров. Не заметить на дороге такого ребёнка просто невозможно. Но, к сожалению, элементарными правилами безопасности многие пренебрегают, – огорчена неразумным поведением пешеходов инспектор по пропаганде ГИБДД УМВД России по ЕАО Оксана КЛИГУНОВА.
Принцип работы катафотов: углового и сферического
Угловой катафот (на схеме вверху)
Луч света падает на первое зеркало под произвольным углом А, отражается, падает на второе зеркало под углом В и снова отражается. Угол между зеркалами – 90°. Учитывая, что угол падения равен углу отражения, и сумма острых углов в прямоугольном треугольнике равна А+В=90°, можно доказать параллельность приходящего и исходящего лучей.
Сферический катафот (на схеме внизу)
Разворот луча на 180° обеспечивается изменением показателя преломле-ния среды и однократным отражением.
ЗА ВОСЕМЬ месяцев текущего года за нахождение вне населенных пунктов без светоотражающих элементов были привлечены к административной ответственности 73 пешехода. Штраф за это нарушение – 500 рублей.
Разговаривая с разными людьми, я заметил, что те, кто сам за рулём, к «светоотражающим» требованиям ПДД относятся с пониманием. А вот «безлошадные», похоже, серьёзность ситуации не осознают.
– Сам я, к счастью, ни на кого ни разу в потёмках не наехал, – говорит водитель «Форсажа» Анатолий (свои фамилии местные таксисты по ряду причин светить не любят). – У меня в багажнике постоянно лежит светоотражающая жилетка. Если останавливаюсь ночью где-нибудь на трассе, надеваю обязательно. А вот родственнику не повезло. Ночью по бирской трассе сломался у него КамАЗ. Стал ремонтировать. Неосторожно вышел из-за кабины на дорогу без подсветки – его попутная машина и сбила. Сразу насмерть.
У детской больницы я встретил Александра КАРТАШОВА. Маленького сына на приём он привёз на своей машине, так что мне было интересно мнение Александра и как водителя, и как отца.
– Ситуации, когда я ночью мог сбить человека, со мной, слава богу, не случались. Сам я стараюсь, если выхожу из машины ночью, быть как можно заметнее. Ну и сыну мы взяли ранец со светоотражающими элементами. Специально выбирали. Я как водитель понимаю, насколько это важно.
СКОЛЬКО СТОИТ безопасность и где вообще эти самые светоотражающие элементы продаются? Ради интереса я прошёл по торговым точкам города и убедился, что проблем с покупкой нет никаких.
Первым делом я заглянул в книжный магазин. Во время учёбы это одно из любимых детских «заведений». Среди множества ранцев, выставленных на прилавке, примерно две трети имели фосфоресцирующие зелёные полоски. И на лямках, и вшитыми по бокам. Или какая-нибудь светящаяся картинка нашита на клапан ранца. Или светящаяся штуковина на молнии... В этом же магазине мне продемонстрировали пять-шесть видов значков и брелоков нейтрального содержания, отражающих свет в темноте.
– Обычно люди, когда берут у нас детские ранцы, не особо интересуются, есть на них светоотражающие элементы или нет, – рассказывает продавец Мария ВАСИЛЬЕВА. – Но я рекомендую им взять ранец с полосками, объясняю почему, и как правило родители покупают именно с вшитыми светоотражающими элементами. Значки тоже берут хорошо. Примерно каждый третий из купленных значков – с «подсветкой». Стоят они 70 рублей. Чаще такую продукцию берут приезжие из районов. Там с уличным освещением похуже.
Детскую верхнюю одежду с вшитыми полосами светящейся ткани можно купить во многих детских магазинах. Обеспечить при этом желаемый размер и фасон, конечно, никто не обещает, но, думаю, при желании проблема вполне решаема.
Что касается взрослых пешеходов и «спешившихся» водителей, то им купить светоотражающую жилетку ещё проще. На рынке они вывешены пачками по 150-200 рублей за штуку. Вот вроде бы вопрос копеечный, а цена – жизнь.
Евгений СТЕПАНОВ