БИРОБИДЖАН, 13 сентября, «Город на Бире» — В этом году я всем подтопленцам, с кем общаюсь, задаю один и тот же вопрос: было ли застраховано их жильё. И ещё ни разу мне не ответили да. То есть пострадавшие от стихии либо не захотели, либо не имели возможности, как в той пословице, заранее «подстелить» что-нибудь помягче да посуше...
В цивилизованных странах люди страхуют буквально всё: жизнь, имущество, части тела... В России дела обстоят иначе. Страховки у нас по большей части принудительные, оговорённые в законах или договорах с банками или, например, турфирмами. Из имущества чаще всего страхуют автомобили. Защитить таким способом жильё стараются в основном жители мегаполисов, и то не более 10% от общего количества собственников.
Основных причин такого поведения россиян, на мой взгляд, три.
Первая – банальная: у нас нет лишних денег. Выбирая между машиной дров на зиму и страховкой, 99 процентов населения выберут дрова. И хоть в чём-то упрекать этих людей язык не повернётся.
Вторая – недоверие к страховщикам. Эту версию мне косвенно подтвердил сельхозпроизводитель из Биробиджанского района Виталий КЕЙВАН. Пусть и не из первых уст история, но всё же...
– Лет пять назад один фермер в нашем районе решил застраховать посевы на случай наводнения, – вспоминает Виталий Алексеевич. – После того как одно из полей с соей утонуло, человек решил получить положенные выплаты и обратился в страховую компанию. На поля приехала целая комиссия. В результате выяснилась куча нюансов, которые работники страховой компании сформулировали как нарушение технологии высадки. В результате фермер не получил никаких выплат. С тех пор в нашем районе никто не страхует свои посевы.
Третья – это наш многовековой менталитет с надеждой на русский авось. Авось повезёт, авось пронесёт... Если наводнение было в прошлом году, в этом уже точно не будет. Подавляющее большинство подтопленцев надеются на компенсации от государства, но их тоже не так-то просто получить. Страховой полис, безусловно, мог бы минимизировать убытки от наводнения. Конечно, при условии, что договор будет составлен и сработает по-честному, с учётом интересов обеих сторон.
– С апреля мы начали активно предлагать клиентам страховки на случай подтопления, – рассказывает директор филиала ПАО СК «Росгосстрах» в ЕАО Ольга ХАРЧЕНКО. – Мы выбрали микрорайоны, которые часто подтапливает: Тукалевский, Раздольное, «Лукаши», Партизанский. Наши менеджеры агентской группы устраивали полевые выходы, проводили на местах работу с предложением застраховать жилище. Причем в мае у нас даже была 35-процентная скидка на этот вид страхования. Результат практически нулевой.
Цена вопроса примерно такая: за страховку с выплатой в миллион рублей нужно было заплатить чуть больше пяти тысяч рублей (с учётом скидки).
Думаю, среди жителей названных посёлков сейчас немало тех, кто крупно пожалел, что вовремя не застраховал постройки.
Сам не сталкивался, но говорят, что есть ещё одна причина. Будто бы владельцы частных усадеб хотят застраховать своё имущество, а агенты компаний не подписывают с ними договоры – якобы из-за слишком большого риска всяких ЧС. Если вы – герой именно такой истории, приходите в редакцию, расскажете.
Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ