Похождения своего приятеля журналист подробно описал в 28-м номере «Ди Вох» за прошлый год. Недавно конфликт автолюбителя и автосалона получил занятное продолжение.
БИРОБИДЖАН, 12 февраля, «Город на Бире» – ЕСЛИ КОРОТКО, то в июне прошлого года мой бывший одноклассник приобрёл в автосалоне ОАО «СпецАВТОцентр Хабаровск-ВАЗ» новый отечественный автомобиль «Лада Ларгус Кросс». А в придачу к нему – целый «прицеп» проблем. В частности, когда Славик перегнал машину в Биробиджан и пошёл ставить на учёт в областную ГИБДД, полицейские отказали ему в регистрационных действиях. Дело в том, что машины этого класса 2017 года выпуска и позже должны быть оборудованы устройством вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС с соответствующей отметкой в паспорте техсредства. На «Ладе» Колпакова ГЛОНАССа не было. Не подумайте, что инспекторы просто отфутболили Славика. Нет. Их ответ был вежливым, толковым, аргументированным и содержал ссылки на всевозможные законы и подзаконные акты. Хороша подстава! Со всеми выплатами и страховками «Ларгус» обошелся Славику в 850 тысяч рублей! Заплатить такие деньжищи и не иметь возможности пользоваться новым авто...
Вячеслав развернул войну за свои попранные права. Он оборвал телефоны упомянутого автосалона и приснопамятного тольяттинского завода, потратив на переговоры уйму денег. Заставил продавца принять «Ладу» обратно, поскольку её невозможно эксплуатировать. Перенервничал и сам слёг с давлением. Условия автолюбитель поставил салону жёсткие: либо добровольный возврат денег в полном объёме, либо разбирательства в суде, где Вячеслав пообещал озвучить все свои потери, включая ущерб здоровью и моральные издержки. Полюбовно решать вопрос продавец отказался, и мой приятель таки подал иск.
Вы поощряете сюрреализм,
Милый товарищ водитель.
«Наши помехи – эпохе под стать», 1976 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ оказалось не менее увлекательным. В конце июля Славику позвонили из нашей ГИБДД и вежливо сообщили, что препятствий для постановки его автомобиля на учёт больше нет. Товарищ тут же забрал машину из хабаровского салона, перегнал в Биробиджан, оформил все нужные документы и стал ездить на машине в своё удовольствие, стараясь поскорей забыть о перенесённых треволнениях. Своё исковое заявление из суда он, ясное дело, отозвал.
Однако и трёх месяцев не прошло, как товарищу Колпакову самому пришла повестка в суд. Теперь уже его привлекли в качестве ответчика по гражданскому делу, где истцом выступал тот самый «СпецАВТОцентр Хабаровск-ВАЗ», продавший ему неладную «Ладу». Претензия заявителя сводилась к следующему. Гражданин Колпаков первым подал в суд исковое заявление. Автосалон к предстоящему суду, значит, готовился, нанял опытного юриста, выплатил ему гонорар. Тот мотался в Хабаровск и Биробиджан, что тоже накладно. Так что, дорогой товарищ покупатель, выплати теперь ты нам семьдесят тысяч рублей за понесённые расходы и продолжай наслаждаться приобретением. От такого известия Славе едва опять не поплохело.
Процесс состоялся в декабре. Судья Марина Цимарно вынесла решение удовлетворить требования истца частично. Вместо заявленных автосалоном семидесяти тысяч рублей Колпаков должен выплатить истцу десять. «Из соображений разумности и справедливости». Согласен, не велика сумма. Но чисто по-человечески очень обидно. За что?!
Конечно, своё решение Марина Викторовна очень чётко обосновала требованием закона:
«В силу ст. 101 Гражданского процессуального кодекса РФ, при отказе истца от иска понесенные им расходы ответчиком не возмещаются. Истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела…»
Вот, друг мой Слава, и возмещай теперь! Пожалуй, раз уж ты первым подал иск в суд, надо было идти до конца. Глядишь, сам бы нахлобучил продавцов. А так…... Но задним умом мы все крепки.
Колпаков намерен обжаловать это решение. Получится ли у него выиграть апелляцию, мы пока не знаем.
НАМ В РЕДАКЦИИ стало чрезвычайно любопытно, что же такого произошло за время, прошедшее между отказом в регистрации ТС и полученным разрешением на это. Оформили официальный запрос в Отдел ГИБДД УМВД РФ по ЕАО.
Если не вдаваться в дебри цифр и определений, суть ответа сводится к следующему. На момент обращения В. Б. Колпакова в ГИБДД ЕАО машины указанного класса 2017 года выпуска не могли быть зарегистрированы, поскольку не соответствовали требованиям Технического регламента Таможенного союза (отсутствует ГЛОНАСС). В адрес ГИБДД ЕАО на этот счёт пришло письмо от 27.12.2016 из Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения. Есть также у стражей дорог в арсенале очень важный документ «Одобрения типа транспортных средств», в коем перечислены автомобили, которые могут эксплуатироваться и без системы ГЛОНАСС. Славиков «Ларгус» в этом списке не числился. Короче, завод-изготовитель должен был устройство экстренного оповещения обязательно установить и соответствующую памятку в паспорте сделать. А 31 июля в местную ГИБДД пришло разъяснение, в котором сказано, что автомобили этого типа тоже могут ездить пока и без ГЛОНАССа.
Звонок другу... «Месье Колпаков, добро пожаловать на регистрацию!»
Слава искренне не понимает, как можно было выпускать в продажу машины, которые из-за бюрократических проволочек нельзя эксплуатировать. И почему он, честный и добросовестный покупатель, радеющий за отечественную промышленность, должен трепать себе нервы, попутно оплачивая из своего кармана чью-то то ли некомпетентность, то ли откровенную дурь?
– Знаешь, в Хабаровске есть варианты обмена машин, – откровенничает со мной Слава. – Сдаёшь свою машину, если ей до пяти лет, доплачиваешь – и берёшь новую. И у меня сейчас крепкое желание избавиться от своей «Лады» и взять что-нибудь зарубежное. Я с ней уже столько проблем хлебнул!.. И это, может быть, ещё не финал.
Евгений СТЕПАНОВ