В автономии три таких завода: Владимировский, Тепловский и Биджанский. Первый до сих пор не достроен, последним давным-давно требуется реконструкция. А между тем, как пишет газета «Ди Вох», сохранение и воспроизводство ценных видов рыбы в местных реках – дело государственной важности.
БИРОБИДЖАН, 20 августа, «Город на Бире» – ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА Дальнего Востока стали одним из аргументов при выборе территории для переселения евреев в конце 20-х годов ХХ века. Рыбное изобилие Амура и его притоков казалось неисчерпаемым, но уже в 1928 году, когда решение о массовом заселении Биро-Биджана было только принято, а численность населения всей территории не превышала 30 тысяч человек, возникла идея построить на незамерзающем озере Тёплом рыбоводный завод. Благодаря подземным источникам температура здесь оптимальна для подрастающей молоди кеты. Осенью воды Биры и Биджана вскипали от устремлявшейся на нерест рыбы, но в естественных условиях выживала только малая часть вылупившихся личинок и потом мальков. Для того чтобы нерест проходил более продуктивно, и нужен был рыбоводный завод. Через пять лет такое же предприятие открыли недалеко от Биракана.
На оборудование обоих заводов значительных средств не потребовалось. Так называемые аппараты – это секции в обширном бассейне, вода в который поступает самотёком. Всё это хозяйство находится под крышей, потому что на открытом воздухе температура воды в морозы может понизиться, а она должна быть не ниже плюс пяти-семи градусов. На пороге весны тепловских мальков доращивают в открытом бассейне, биджанские всё время остаются в «яслях». Когда они достигнут стандартного веса и размера – полграмма и четыре сантиметра, открываются заслонки, и мальки, движимые инстинктом, устремляются по Бире к Амуру и по нему – в океан.
На Тепловском заводе в 1929 году вырастили и выпустили 4,5 миллиона мальков. На Биджанском начинали с 3,5 миллиона. Постепенно мощности предприятий росли. В 1977 году оба завода совместно вырастили и выпустили 72,1 миллиона кетовой молоди. Однако в 90-е годы этот показатель стал резко снижаться.
– Тогда до нас, как и до других предприятий, правителям дела не было, – вспоминает ветеран отрасли, директор Тепловского завода Наталья АНТИПОВА. – Вылов рыбы в верховьях Амура, в море тоже не контролировался. Всё меньше лосося возвращалось на родину.
На уменьшение поголовья кеты, которая пробивалась к местам рождения, влиял и рост браконьерства. В конце концов кета до наших заводов доходить перестала. И тогда основная нагрузка по разведению этого вида легла на заводы, расположенные в верховьях Амура – Анюйский и Гурский, в Нанайском и Комсомольском районах Хабаровского края. Наши заводы были вынуждены завозить уже оплодотворённую икру. Из-за высоких затрат на транспортировку, корма и препараты для выхаживания мальков количество молоди, выпускаемой из бассейнов наших заводов, сократилось в несколько раз.
В последние годы объёмы закладки икры возрастают. Нынешней весной Тепловский и Биджанский заводы выпустили 25 миллионов мальков – почти на четверть больше запланированного. До наших заводов снова стала доходить кета, пусть пока и совсем мало.
Рыбоводы готовы наращивать производство, вот только возможности для этого невелики. Часть помещений, в которых располагаются аппараты, грозит завалиться. Действующую часть бассейнового хозяйства здесь стараются поддерживать в рабочем состоянии, но долго ли продержатся помещения, которые разменяли восьмой десяток?
ВЛАДИМИРОВСКИЙ рыборазводный завод запущен в 2009 году и призван пополнять запасы калуги и амурского осетра – видов, обитающих только в Амуре. Их поголовье всегда было невелико. Половая зрелость у осетра наступает в возрасте 11-12 лет, у калуги ещё позже – в 18-22 года. Причём икру они мечут не ежегодно, а раз в три-четыре года. И хотя икринок много – от 400 тысяч до нескольких миллионов в одной кладке, это не спасает виды от истребления. Чёрная икра – один из самых ценных браконьерских трофеев. По оценкам ихтиологов, в ХХ веке Амур потерял 95% популяции этих видов. Официально промысел калуги и амурского осетра запрещён.
Решение о строительстве завода по разведению амурских осетровых было принято ещё в 90-е годы, но пока построена и действует только его первая очередь. Оборудование здесь немецкое, сухие корма тоже. Оплодотворённую икру закладывают в инкубационные аппараты «Осётр». В пятистах бассейнах с искусственной аэрацией личинки подкармливают живыми артемиями и дафниями, которых выводят в специальном цеху. Условия содержания «воспитанников» максимально приближены к натуральным. И всё-таки, чтобы мальки не разнежились на казённых харчах, их стараются как можно быстрее отправить в естественную среду. Всего за два – два с половиной месяца – с конца мая до начала августа – они достигают «выпускного» веса: осетрята – два грамма, калужата – три.
– Мощности первой очереди завода рассчитаны на выращивание двух миллионов мальков за сезон, – рассказал директор завода Николай ИВАНОВ, – но фактически мы выпускаем вдвое меньше – таково задание, которое дают нам министерство рыбного хозяйства и ФГБУ «Амуррыбвод».
СДЕРЖИВАЕТ работу завода отсутствие условий для круглогодичного содержания родительского стада. Производителей, от которых получают икру и молоки, привозят с Анюйского завода. Для выполнения плана нужно 35 самок и 25 самцов осетра, десять самок и пять самцов калуги. После выпуска молоди в Амур туда же отправляют часть взрослых осетров, остальные возвращаются на завод в Нанайском районе. Учитывая габариты этих рыб, их транспортировка и содержание – дело нелёгкое и недешёвое. А цехов для содержания их зимой во Владимировке пока нет.
Вторую очередь завода – закрытые помещения – должны были начать строить сразу после пуска первой. Однако работы так и не начались. И когда начнутся, неизвестно.
– На ближайшие годы строительство или реконструкция наших рыбоводных заводов не планируется, – проинформировала меня начальник отдела воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов ФГБУ «Амуррыбвод» Ольга АНТИПОВА.
Между тем на сайте регионального отделения «Единой России» в ЕАО в июле прошлого года была помещена следующая информация:
«Согласно государственной программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона с 2014 по 2025 годы, на развитие и реконструкцию Тепловского и Биджанского рыбоводных заводов заложено свыше одного миллиарда двухсот тысяч рублей. Деньги должны быть освоены в течение семи лет – с 2018 по 2025 год».
Я просмотрел программу, но пункта, указанного нашими единороссами, не нашёл.
Михаил КЛИМЕНКОВ