В начале апреля в одной части России зима, а в другой лето.
БИРОБИДЖАН, 3 июня, «Город на Бире» - В интернете можно найти огромное количество заметок о путешествиях. Люди делятся впечатлениями, интересными маршрутами, фотографиями. Никогда не думала, что автором подобных путевых записей однажды стану я. В общей сложности мы с мужем проехали по России около двадцати тысяч километров. Пришли к выводу, что в нашей стране полно лесов, полей и рек, а вот людей на самом деле как-то маловато.
Подготовка
Маршрут Биробиджан - Краснодар. Примерный километраж в одну сторону – 9 000 километров. Время пути: семь с половиной дней. Бензин: 24 590 р. Гостиницы: 18 600 р. Питание и авторемонт: 7 194 р.
Не нашлось ни одного человека, который не сказал бы, что мы дурачки. Серёжа тот еще домосед, на машине он никогда не выбирался за пределы Еврейской автономной области. Нас пугали разбойниками с большой дороги и хищными полисменами, высовывающими из-за кустов «тигриный хвост». Да мало ли что может случиться!
Тойота Виста, 1990 года, моя ровесница. Девушку в таком возрасте считают молодой, а вот машину уже старой.
К поездке готовились около месяца. Большую часть подготовки заняла информационная работа. Составить маршрут, определиться с количеством времени на дорогу, подобрать места для ночлега, посчитать деньги… Как назло машина перед отъездом начала капризничать: то фара у нее посередь дороги отвалится, то клаксон онемеет. Но мы не сдавались и отметали прочь дурные мысли.
Маршрут расписали на девяти листах. Один лист – тысяча километров. Отмечали даже самые маленькие села, что будут попадаться на пути. Проезд через большие города прописывали по улицам. Конечно, взяли с собой и навигатор. Но, как выяснилось на практике, эта вещица любит выпендриваться, особенно под вечер.
В маршруте подчеркнули заправки и пункты ночевок. На специальный лист выписали адреса и телефоны гостиниц в тех местах, где планировали останавливаться. Мы допускали вероятность того, что машина все-таки сломается, поэтому на всякий случай взяли с собой спальные мешки, чтобы не куковать где-нибудь на трассе без возможности прилечь с минимальным комфортом.
Зашуганные рассказами про чудовищную диарею и кровоточащие раны от укусов бешеной таёжной лисицы, мы набрали с собой целый ящик лекарств. Начиналось все с безобидного активированного угля, а закончилось одноразовым скальпелем, который заботливо одолжил папа-врач. Перед выездом казалось, что мы здоровы, как смузи из сельдерея. Больше внимания уделили состоянию машины. Сережа поменял масло и взял запас с собой, положил в багажник новое колесо, проверил состояние ремня генератора. Чтобы обезопасить себя от излишне придирчивых сотрудников ГИБДД, прицепил к панели видеорегистратор.
Вместе составили список продуктов. На экстренный случай запаслись овощами для супа и походной газовой плиткой с баллонами.
Первые трое суток мы питались лапшой, консервами и бутербродами. Пикники разворачивали прямо на трассе.
Взяли бытовые вещи: полотенца, зубные щетки, мыло, влажные салфетки, а еще веревку, прищепки и стиральный порошок, пакеты для мусора, два термоса, две канистры для бензина, одну для воды. Личные вещи уместили в два рюкзака.
В ходе подготовки нам обоим снилась дорога, лисицы и разбойники.
Первые дни и первые трудности
В день «Х» - второго апреля – мы в приподнятом настроении выехали в Краснодар. На границе Еврейской автономии и Амурской области остановились перекусить. Всю дорогу возмущались каждой встреченной на асфальте ямке и считали, сколько знаков «неровная дорога» будет на отрезке от Биробиджана до Сковородино – первого планируемого пункта ночевки.
На самом деле трасса в Амурке не такая и плохая, просто очень уж волнистая. Через каждые пятьдесят километров встречается кемпинг: урна, туалет, беседка с лавочками.
На одной из таких стоянок я умудрилась простудиться. В этот день мы проехали 1200 километров, то есть перевыполнили план. Остановились в гостинице на повороте в населенный пункт с гордым названием Ерофей Павлович. Ерофей – своеобразная черта, после которой начинается Сибирь.
Утро, в шесть подъем. Наполнили водой термосы, залили в себя кофе. Горло запершило, но я не придала этому значения. В аптечке нашла целебную брызгалку, пшикнула, и забыла о простуде еще на сутки.
Наш день прошел в пути до пункта Улёты, за Читой. Сосны становились выше, настроение лучше. Мы часто останавливались, чтобы полюбоваться пейзажами, подышать воздухом.
Отвороты на села и деревушки уходили куда-то в глухомань между соснами, кемпинги попадаться стали реже, а если и встречались, то там никого не было. Создавалось ощущение полного безлюдья. И безбензинья – на огромном участке дороги заправок попросту нет. Поплутав между сопками, мы спустились в равнину. На первой же заправке бензин стоил больше 45 рублей за литр. Опешив, муж решил воспользоваться канистрой.
И вот, наконец, за окном стали появляться села, поля, пастбища, редкие участки леса. Коровы, напрочь лишенные инстинкта самосохранения, норовили попасть под колеса.
Проезжая окрестности Чернышевска, мы были поражены: как же мало там деревьев! Вокруг, куда только глаз хватает, поля. Нам, биробиджанцам, привыкшим к обилию зелени и ругающим вездесущие тополя, отсутствие растительности кажется дикостью.
Где-то близ Чернышевска. Вся деревня как на ладони.
Дорога ровная и прямая, авто скользит, как нож по маргарину. После вихляния по поворотам и дорог, уходящих боком в многометровые обрывы сопок, это радовало, ведь можно было увеличить скорость и не сосредотачивать внимание на опасных участках. Но счастья хватило от силы на минут десять. Однообразная картинка действует на водителей как колыбельная. О последствиях можно судить по количеству придорожных памятников, венков, цветов, примотанных к столбам.
Русский хайвэй в окрестностях Чернышевска.
Мой муж тоже стал засыпать. После остановки на обед и очередного крепкого кофе мы смело продолжили путь. Машина проехала километров тридцать, а потом раздался странный звук. Спустило колесо. Честно говоря, это было неожиданно: мы думали, что колеса прослужат дольше.
Неприятности могут поджидать даже на абсолютно ровной дороге.
Едем дальше. Под Читой полицейский проверил документы. Город прошли по объездной дороге, чтобы сэкономить время. Да и колдобины на въезде в Читу как-то не вдохновляли. Вот тут я с гордостью вспомнила Биробиджан. Кто бы как не ругал наш город, заезжать в него не стыдно. Во второй день путь сократился лишь на 950 километров. И хотя до Улётов мы добрались без особенных приключений, усталость все-таки накатывала нечеловеческая. Водителя сморила дорога, а у меня начался насморк...
Продолжение путешествия читайте в воскресенье в 14.00.
Катерина ТЮЛЬКИНА