Уже не первую неделю страна обсуждает прозвучавшее в СМИ известие о том, что ангарский маньяк Попков, бывший сотрудник милиции, признался ещё в 59 убийствах женщин. Журналиста «Ди Вох» Александра Драбкина это сообщение не больно-то удивило. Наверное, потому, что о непредсказуемости поступков этой категории преступников он узнал много лет тому назад, ещё работая старшим следователем прокуратуры города Биробиджана.
БИРОБИДЖАН, 26 января, «Город на Бире» – В аудитории было темно и страшно. Курсантам Санкт-Петербургского института повышения квалификации прокурорско-следственных работников доктор психологии, фамилия которого не сохранилась в моей памяти, демонстрировал содержание плёнок, отснятых невинномысским маньяком и убийцей детей Анатолием Сливко. В какие-то моменты учебный класс покидали даже следователи, не единожды лично осматривавшие расчленённые трупы, – настолько жуткими были кадры этой маниакальной кинохроники. Доктор, сопровождавший лекцию киноматериалами, говорил нам о том, что расстрел Сливко в 1989 году – это потеря для психологической науки. И с ним, конечно же, никто не спешил соглашаться. Уже в это время был известен Чикатило, и в аудитории были курсанты, лично работавшие по его делу.
Прошло больше двадцати лет. В 2012 году, работая руководителем отдела криминалистики СУ СК РФ по ЕАО, я вспомнил эти занятия, когда получил поручение по уголовному делу ангарского маньяка и убийцы Попкова. Ему тогда вменяли 22 убийства и изнасилования женщин. Смертная казнь была уже невозможна в связи с мораторием, и учёным умам теперь можно хоть до пенсионного возраста работать где-нибудь в «Чёрном дельфине» и изучать вопросы маниакальной психологии.
Наша задача состояла в том, чтобы «примерить» Попкова, периодически выезжавшего во Владивосток, к женщинам, пропавшим без вести или убитым на территории города и области. Собранную информацию предписывалось передать иркутским следователям.
На территории ЕАО в тот период насчитывалось одиннадцать без вести пропавших и убитых женщин (от 15 до 73 лет). Пять из них в силу возраста и обстоятельств исчезновения вряд ли могли представлять интерес для убийцы-насильника. Одна потерпевшая ушла из дома с двумя мужчинами, после чего исчезла. Места обнаружения трупов фактически исключали вероятность того, что к этим преступлениям причастен проезжавший мимо города убийца. К тому же, по информации, полученной из Иркутска, Попков в то время мимо Биробиджана не проезжал.
Так или иначе, сведения об убийствах и исчезновениях женщин наши коллеги получили.
Сейчас трудно сказать, сколько реальных убийц-маньяков за последние 25 лет существовало на территории области. Признаки маниакальных синдромов могут определить только специалисты в области психиатрии и психологии. Если вспомнить похожие случаи, то их было не так уж много. Примерно в двухтысячные годы гражданин П. убил и изнасиловал десятилетнюю девочку, а через месяц совершил насильственные действия сексуального характера в отношении взрослой женщины. Был задержан и только после задержания сам проговорился оперативникам о первом преступлении, убийстве ребёнка. По его словам, в убийстве он признался лишь потому, что боялся: если уличат позже, «могут зелёнкой лоб помазать», что на преступном жаргоне означает приговорить к высшей мере наказания – расстрелу. Потом он замолчал и вновь заговорил только после длительной и кропотливой работы с ним. Следствие окончательно убедилось в том, что именно П. совершил убийство девочки, после того как обвиняемый при проверке показаний с точностью до метра указал на место захоронения потерпевшей. П. приговорен к 22 годам лишения свободы.
В поселке Сопка в 2000 году, на мусорной свалке, было обнаружено два скелетированных женских трупа. Примерно через два месяца престарелый местный житель Ч. признался, что в разные периоды убил двух неизвестных ему женщин и закопал в своём подполье, в деревянном бараке по месту жительства. Узнав о том, что ему предоставляется новая благоустроенная квартира, вывез останки потерпевших и оставил их возле выгребной ямы. О реальных мотивах преступления в ходе допросов Ч. ничего не сообщил. Сказал лишь о том, что причиной убийств были пьяные ссоры. На момент вынесения приговора Ч. исполнилось 75 лет. Он приговорен к девяти годам лишения свободы.
После того как ангарский маньяк Попков рассказал об ещё 59 эпизодах преступлений, его причастность к исчезновению женщин в населённых пунктах, расположенных на федеральной трассе, наверняка проверят ещё раз.
Александр ДРАБКИН